Школа-интернат

Как всё начиналось

Когда в 2001 году по просьбе местных жителей Сретенский монастырь взялся возродить неподалеку от своего рязанского скита разорившийся колхоз, названный впоследствии «Воскресение», то внимание тогда еще архимандрита Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского, привлекла и Михайловская школа-интернат. Сретенская братия стала общаться с детьми, помогать с обеспечением продуктами, одеждой, привозила подарки.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) с воспитанниками Михайловской школы-интерната
Архимандрит Тихон (Шевкунов) с воспитанниками Михайловской школы-интерната

Тогда в Сретенской семинарии учился студент, у которого первое высшее образование было педагогическим. Он и сам уже время от времени бывал с другими семинаристами в Михайловской школе-интернате. Летом 2004 года даже устроили совместный летний лагерь во Фрязино для учеников воскресной школы Сретенского монастыря и Михайловской школы-интерната. Провозившись пару месяцев с этими детьми, познакомившись с ними поближе, только что рукоположенный тогда семинарист с первым высшим педагогическим образованием отец Владимир Щетинин сам, без приглашения, приехал к ним на линейку 1 сентября. Дети радостно бросились к нему. Но все они были… в пионерских галстуках. Понятно, какая с ними по инерции советских разнарядок велась воспитательная работа…

Возглавить Михайловскую школу-интернат отца Владимира благословили Святейший Патриарх Алексий II, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и отец Тихон (Шевкунов). 1 октября того же 2004 года отец Владимир был утвержден в должности директора. Началась уже каждодневная работа. Дети были очень трудные.

Эти дети «трудные» – потому что им самим трудно: у каждого – травма, обида на родителей, на жизнь

Священник Владимир Щетинин
Священник Владимир Щетинин

– Но «трудные» – это не только и не столько те, с кем нам, педагогам и воспитателям трудно, но прежде всего те, кому трудно, – убежден отец Владимир.

Детвора была из такой среды, что при проведенном тогда же сразу анонимном опросе все из 146 детей ответили, что пробовали курить и пить спиртное. И это сообщали ученики с 1-го по 9-й класс, то есть дети от 7 до 15 и чуть больше лет (если обучение началось с опозданием или в силу сложных в семье обстоятельств прерывалось).

Однажды ночью у отца Владимира зазвонил телефон.

– Если я кому-то пожалуюсь и не выполню их требование, мне угрожают отомстить, поймав где-то на улице, – сообщала воспитательница об отправлявших ее в город принести им спиртное старших учениках, которые были и без того подвыпившими.

Эта внутриинтернатовская шпана и младших ребят – тех, кому было по 10–11 лет, – по ночам будила, выстраивала в коридоре и ставила ультиматум: «Мы вам даем час, чтобы каждый из вас принес нам по 10 рублей. Что хотите, делайте: в город идите, просите ночью у кого-то, на тротуарах ищите, воруйте…»

– С этими старшими я ничего уже не успел сделать, – говорит отец Владимир. – Они вскоре после того, как я пришел, выпустились. Знаю, что один из них отсидел в тюрьме, другой уже второй срок отбывает. Они были очень спортивными – возможно, это была та ниточка, за которую можно было бы попытаться их вытянуть…

Путь к иной жизни

А вот тот, кто много в свое время претерпел от установленной этими хлопцами «дедовщины», Алексей, сирота, потом уже воспитывался в совершенно иной атмосфере. Он и в храме за богослужениями алтарничал, пономарил, и спортом стал активно заниматься, да так, что получал призовые места, в том числе на районных соревнованиях. Выпустился, получил как сирота квартиру по госпрограмме, поступил в колледж на специальность программиста. Сразу же себя ориентировал на продолжение учебы в Радиотехнической академии Рязани, куда потом и поступил. Отслужил срочником в Кремлевском полку. Из академии перевелся в институт нефтеперерабатывающей промышленности. Служит в «Росгвардии». Нашел себе очень хорошую девушку, она поет на клиросе. Приезжал недавно брать благословение на брак. Постоянно посещает храм. Верующий, воцерковленный человек.

Лишь опыт христианского всепрощения может научить этих детей прощать, прежде всего своих родных

– Те травмы, что есть у ребят, уврачевать вне Церкви не удастся, – уверен отец Владимир. – У большинства из них тяжелейшая обида на родителей (а соответственно, и на весь мир). Это корень их бед. А как вы им при том, что многие из них перестрадали, объясните, в чем здесь проблема? Только основываясь на заповеди о почитании родителей – тут ее явное нарушение. Лишь из опыта христианского всепрощения и можно этих детей научить: прости. Не можешь? Попроси Господа, чтобы дал тебе силы простить. Только почувствовав вкус Благодати, эти дети уже могут молиться за своих «кровных обидчиков». Мы даже уже традиционно в школе-интернате День матери отмечаем, когда дети и могут явить плоды своего прощения и любви, стараясь подготовиться и порадовать своих мам. Только так, простив, они сами от тисков повторения этих сценариев освобождаются: да, папа, мама ошиблись по человеческой слабости, но я теперь, сам исповедуясь, знаю, что все мы постоянно грешим, а попробуй-ка быть хорошим – вот это по-настоящему трудно.

Так «трудные дети» от провокативной стратегии создания трудностей всем и вся («пусть всем будет так же плохо, как мне») обращаются к внутреннему труду над собой. «В конце концов, если ты не почитаешь своих родителей, как твои дети будут почитать тебя?..» – зачастую для них это совершенно неожиданная постановка вопроса…

Выпускница школы-интерната Ксения, родив уже троих детей, всех неизменно крестит. Сама она некогда, еще в 5-м классе, днями просиживала в рваных джинсах на заборе, стреляя у проходящих мужчин сигаретки. Потом уже, когда интернату стал помогать Сретенский монастырь и сюда был назначен отец Владимир, воцерковилась, а сейчас посвятила свою жизнь воспитанию детей. Это при том, что, по всероссийской статистике, 80% детей в детских домах рождены такими же детдомовцами. Не говоря уже о первом месте нашей страны в мире по количеству совершаемых абортов. Выпускницы Михайловской школы-интерната, в отличие от своих сверстниц, тем более из других интернатов и детских домов, не приемлют аборты. Многие из выпускников и выпускниц берут у отца Владимира благословение на создание семьи. Приезжают вместе со своими избранницами, избранниками. Кого-то и из своих вторых половин воцерковляют. Просят обвенчать. Потом приносят и детей – кто-то уже и не одного – на Таинство Крещения.

Некоторые из выпускниц возвращаются и устраиваются в родной школе-интернате воспитательницами. Так, одна из них, Анна Игоревна Огрызкова, выпускница 2013 года, отмечает: «Школа-интернат – одна большая семья, где тебя выслушают, помогут, объяснят». Иметь такой тыл ребятам важно, не только пока они здесь учатся, но и потом: что бы в жизни ни случилось, они знают, где попросить помощи и совета. Да и в силу непосредственного участия в их жизни братии Сретенского монастыря и сретенских семинаристов сама Церковь уже воспринимается по-родственному.

Сама Церковь ребятами воспринимается уже по-родственному

На богослужении – и молодежь, и старики

Воспитанники Михайловской школы-интерната сызмальства или как только попадут сюда приобщаются к церковной жизни. Это не только уроки «Основ православной культуры», которые ведут глубоко воцерковленные верующие педагоги. Каждое воскресенье в 8:00 ребята усаживаются в автобус и едут в скит Сретенского монастыря на службу. За полчаса до службы, которая начнется в 9:00, они уже на месте. А в это время, пока дети готовятся к богослужению, за которым у каждого из них здесь свои послушания, автобус собирает по окрестным деревням бабушек-прихожанок – многим из них уже за 80. Есть двое дедушек, одному за 90. Когда старики приезжают сюда, в храм Казанской иконы Божией Матери, дети их встречают, помогают написать записки, поставить свечи. Служба началась. Вместе со всеми, в том числе с воспитателями и учителями, так же как с дедушками и бабушками, дети исповедуются, причащаются. Потом, пока автобус развозит престарелых участников Литургии вновь по домам, ребята за чашкой чая и вкусностями общаются со сретенскими семинаристами – 1-й курс традиционно живет в скиту в восстановленной Сретенским монастырем усадьбе «Красное», что искони на Руси значит «красивое».

Благодарственный молебен по окончании учебного года
Благодарственный молебен по окончании учебного года

Воспитание красотой – это тоже одна из неотъемлемых составляющих заботы об этих во многих случаях искалеченных душах. Мальчиков и девочек приобщают не только к красоте православного богослужения – поездки в картинные галереи, музеи, театры, филармонии при помощи Сретенского монастыря являются постоянными. С удовольствием дети посещают и проекты Патриаршего совета по культуре – те же исторические парки «Россия – моя история», где экскурсоводами являются уже знакомые им по 1-му курсу семинаристы. Часто также вместе с семинаристами ученики школы-интерната смотрят и обсуждают новые фильмы, как документальные, так и художественные.

В воскресенье обычно Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Красное служит кто-то из сретенской братии – в основном тот, кто назначен на текущий год духовником 1-го курса семинаристов и проживает вместе с ними в скиту. А по субботам сам отец Владимир служит детскую Литургию, за которой поет хор воспитанников школы-интерната, мальчики алтарничают и пономарят, девочки следят за подсвечниками, готовят запивку, режут просфорки для причастников.

В храме Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Красное
В храме Казанской иконы Божией Матери в усадьбе «Красное»

Важно дать опыт борьбы с грехом

Многие из окончивших Михайловскую школу-интернат и уже состоявшихся отцов, матерей семейств, профессионалов потом сами свидетельствуют:

– Всего, чего я достиг, я бы не добился, не будь я воцерковленным человеком.

Это слова выпускника Сергея. У этого паренька на руках умерла от СПИДа мама. Он очень тяжело это переживал. Только Церковь и помогла. Он попал в Михайловскую школу-интернат уже в достаточно взрослом возрасте. Выпустившись, отслужил три года в армии морпехом. Ему понравилось. Остался контрактником. В ратном подвиге нашел себя.

Исповедь и... Прощение
Исповедь и... Прощение

– Не все примеры столь успешны, – замечает отец Владимир. – Но главное – дать ребенку пережить опыт борьбы и при посредстве Благодати победы над грехом. Помню, когда еще только пришел сюда, застану кого-нибудь с сигаретой или за распитием алкоголя… А что толку их отчитывать? Понятно же: генетика такая, да и не было у них перед глазами другого примера, если папы, мамы пьют. «Ну, давай мы с тобой к исповеди подготовимся? – заведу, бывало, разговор. – Вот исповедуешься и увидишь, как это желание тебя отпустит… Ощути свободу». Потом предлагаешь: «Давай хотя бы три месяца продержимся, а? Там как раз Новый год подойдет… Ты какой подарок хочешь?» Надо всегда еще и какой-то стимул дать. А потом им уже самим нравится чувствовать свое превосходство над страстями. Срывы всегда возможны. Но вектор к другой возможной жизни эта душа уже получила.

И вот уже ребятам нравится чувствовать свое превосходство над страстями

И концерты, и паломничества

В Михайловскую школу-интернат постоянно приезжают не только семинаристы, но и прихожане Сретенского монастыря. Общаются, занимаются с детьми. Воспитанники школы-интерната и сами учатся заботиться о других – регулярно посещают Михайловский дом престарелых. Помогают, общаются, устраивают концерты к Рождеству Христову, к Пасхе. Точно так же, как и для самих ребят концерты устраивают к праздникам семинаристы. Такое взаимное служение друг другу – возможность пережить на опыте, что такое соборность.

Паломническая поездка в Троице-Сергиеву лавру
Паломническая поездка в Троице-Сергиеву лавру

Дети не только принимают гостей, но и сами много паломничают: к святыням Рязанской земли, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Дивеево. Венцом всех этих душеполезных путешествий бывает многодневная поездка выпускников в Псково-Печерский монастырь, где теперь уже наместником является митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Там юноши и девушки даже потрудничать успевают, влиться в богослужебный ритм, пообщаться с духовниками прославленной обители. Эти воспоминания их потом поддерживают и согревают всю жизнь.

На выставке Православная Русь. Россия - моя история.
На выставке «Православная Русь. Россия - моя история»

Сейчас никто из воспитанников не курит, не пьет, в школе-интернате нет «дедовщины» и прочих ранее фиксируемых преступлений.

Труды и надежды

Не хватает средств: из четырех корпусов реконструировать пока удалось только спальный

Прирожденный педагог, отец Владимир все эти годы бился еще и над реконструкцией обветшавших зданий школы-интерната: из основных четырех корпусов реконструировать пока удалось только спальный, чтобы по крайней мере жить дети могли в безопасности. Здесь же в классах (вообще-то рассчитанных на послеурочную самоподготовку) проходят основные школьные занятия. К сожалению, классов по химии и физике специально не оборудовано. Остальные здания, в том числе учебный корпус, признаны аварийными. Добиться выделения средств из областного бюджета очень сложно. Для самых маленьких воспитанников удалось в 2017 году, получив грант в 15 млн. рублей из президентского Резервного фонда, сделать пристройку к спальному корпусу со светлыми, отвечающими всем нормам и стандартам классами. Здесь занимаются ученики начальной школы. Но скоро они подрастут – в какие классы им идти придется дальше?..

Летний лагерь в Свято-Серафимовском скиту
Летний лагерь в Свято-Серафимовском скиту

Многое сделано, около 300 ребят получили тепло и внимание взрослых, шанс на созидательную счастливую жизнь.

Работа нескончаема, и многое еще сделать предстоит.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать