Мы укрепляемы и теснее соединяемы гонениями

Святитель Григорий Богослов о мире между людьми

*  *  *

Любезный мир – благо, весьма восхваляемое и не многими хранимое, – где ты скрывался от нас столько времени и когда возвратишься к нам? Весьма сильно и более всякого другого люблю и лобызаю тебя, заботливо храню, когда ты с нами, и со многими слезами и рыданиями призываю, когда оставляешь нас.

1.png

За наши пороки, за овладевшее нами нечестивое учение о Троице постигли нас бедствия.

*  *  *

Изгнан мир, похищено благолепие Церкви, унижено древнее достоинство, до того извращен порядок, что мы, сделавшиеся прежде из не-народа народом, из не-языка языком, подвергаемся теперь опасности – из самого великого народа и языка опять стать не-народом и не-языком, чем были вначале.

2.png

Удобнее переносить злополучие, нежели сохранять благополучие, потому что и мы, когда восставали на нас брани, были укрепляемы и теснее соединяемы гонениями.

3.png

В мире живут и певцы одного хора, и воины одного отряда, и пловцы одного корабля. Но у нас нет согласия и союза. Никогда не можем сойтись в одном, не видим даже и способа излечить такую болезнь. Но как будто бы и учим и учимся злонравию, а не добродетели – много трудимся над тем, чтобы поджигать раздор, о единомыслии же мало заботимся или и вовсе не заботимся.

4.png

Когда другие не соблюдают согласия, тогда их раздор не ведет ни к чему важному. А некоторым лучше быть в раздоре, нежели в единомыслии. Ибо кто из здравомыслящих похвалит союз, заключенный на худое дело? Но если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? – ответ готов: мы чтим любовь. Почему же мы – чтители любви – так ненавидим и сами ненавидимы? Почему мы – чтители мира – немилосердно и непримиримо враждуем? Почему мы – основанные на камне – зыблемся; утвержденные на краеугольном камне – распадаемся; призванные во свете – омрачаемся? Почему мы – служители Слова – довели себя до такого молчания, или бессловесия, или оцепенения…

5.png

У нас нет конца взаимным поражениям друг друга не только между разномыслящими и несогласными в учении о вере (это было бы менее прискорбно, извинялось бы ревностью, одним из похвальных качеств, пока она в пределах), но и между единомышленными, у которых в одном и том же одни и те же противники. Это всего бедственнее и жалостнее. И что этому причиной? Может быть, любоначалие, или корыстолюбие, или зависть, или ненависть, или высокомерие, или другая какая страсть, которых не видим и в самих безбожниках.

*  *  *

Весьма забавна переменчивость во мнениях. Когда нас хотят поймать, тогда мы благочестивы и православны, лживо прибегаем к истине, как будто стоим за веру, и в том одном (по сравнению с худшим) поступаем похвально (хотя это само по себе и гнусно), что, стыдясь порока, переходим на сторону того, что почтеннее, а именно – благочестия. Тебе (кто бы ты ни был, дошедший до такого состояния) можно сказать: безумный и непостоянный человек, тварь лукавого – изобретателя зла, или (справедливее сказать) несмышленнейший из людей.

6.png

Не правдивыми пользуемся весами, но руководствуемся охотой спорить и раздражительностью.

7.png

Прежде не безопасным почиталось сказать одно лишнее слово, а ныне злословим людей самых благочестивых.

*  *  *

Мы не можем рассудить даже того, что не безопасно доверять оружие врагу и слово против христианина – ненавидящим христиан. Ибо в чем мы укоряли ныне, в том завтра будут укорять нас. Враг ласково выслушивает слова твои не потому, что хвалит, но потому, что собирает со злым намерением, чтобы при случае изблевать яд свой на оказавшего ему доверие.

*  *  *

Какая это тьма, какое сражение среди ночного мрака, какая буря, не позволяющая различить в лице друзей и противников?!

8.png

Что за ревнование о зле? Отчего такое нескончаемое изнурение самих себя? Или лучше сказать, мы не изнуряем себя, но, что бывает с беснующимися, в самом недуге черпаем для себя силы и радуемся своему истощению. И сверх всего сами себе заграждаем мы Божие человеколюбие.

9.png

Боюсь, не есть ли настоящее уже дым ожидаемого огня, не вскоре ли после этого настанет антихрист и воспользуется нашими падениями и немощами, чтобы утвердить свое владычество. Ибо, конечно, нападет он не на здоровых и не на объединенных любовью, а надобно, чтобы царство само в себе разделилось, чтобы крепкий в нас рассудок подвергся искушению и был связан.

*  *  *

Меня печалит не то, что церкви у нас отняты, не то, что злые языки говорят худо, потому что не научились говорить доброго. Но гораздо страшнее этого то, что обвинение не останавливается на нас одних, но простирается даже на высокое и досточтимое наше таинство (т.е. христианскую веру).

10.png

Хотя Бог повелевает прощать согрешивших против нас не только семь раз, но и в несколько крат более (см.: Мф. 18: 22), чтобы прощением других испросить и себе прощение, однако же мы можем делать зло и тем, которые нас не обижали, даже делать охотнее, нежели как принимаем от других благодеяния.

11.png

Хотя знаем, какое блаженство уготовано «миротворцам», которые одни в сонме спасаемых нарицаются «сынами Божиими» (Мф. 5: 9), однако же можем думать, что сами, даже враждуя, делаем угодное Богу, за нас пострадавшему, чтобы примирить нас с Собой и прекратить внутреннюю в нас борьбу.

12.png

Почтим дар Примирителя, то есть мир, – дар, который, отходя отсюда, оставил Он нам (см.: Ин. 14: 17) как некий прощальный залог. Будем знать одну только брань – брань с неприятельской силой, со своими грехами и страстями.

13.png

Уступим в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить