По букве или по духу? – По правде!

О полемике между старцами Афанасием Молдованином и Паисием Величковским

Как быть, если мы, движимые желанием отстоять, как нам кажется, правду, возводим напраслину на брата нашего? Ответ, казалось бы, очевиден: покаяться в своем заблуждении. А если мы старше летами и духовно опытнее? Ответ все тот же: не стыдясь, покаяться и перед младшим тебя, потому что правда – важнее. Это один из уроков, которые мы можем вынести из истории полемики между старцами Афанасием Молдованином и Паисием Величковским.

Преподобный Паисий Величковский.jpg
Преподобный Паисий Величковский

«Не так, как у всех»

История эта датируется предположительно 1757–1758 годами. К этому времени отец Паисий уже имел не только более чем 10-летний «стаж» подвижничества, но и 7-летний – наставничества. У него был духовник – грек отец Дионисий. Были и ученики, о которых он имел духовное попечение как о братьях. Вместе они вели жизнь трудную и тяжелую: возводили келлии, обустраивали скит святого Константина, а скудость их была такая, что приходилось и голодать, и мерзнуть, и только милостыня поддерживала их. Было и делание духовное: участие в литургийной жизни, посильное молитвенное правило, наблюдение за чистотой своих помыслов. А еще старец Паисий по ночам занимался изучением святых отцов по рукописям, новые списки которых он усердно искал на Афоне.

Афанасий поверил слухам и написал обличительное письмо Паисию

Но, как это часто случается, труды эти вызывали не только уважение, но и раздражение. Афонский старец Афанасий, смущенный слухами об очень кратком молитвенном правиле Паисия и его учеников, а также о других делах, будто бы не подобающих монахам, вознегодовал на молодого подвижника. Решил, что тот пренебрегает монашеским уставом. Паисий и Афанасий встретились в монастыре Иверон, и Паисий рассказал почтенному старцу о своей молитве. Однако Афанасий поверил больше слухам, чем словам Паисия, и написал обличительное письмо-послание.

Об обвинителе Паисия мы имеем очень мало сведений. В своем послании он подписался как «монах Афанасий Молдованин». Также известно, что он трудился в скиту очень строгой жизни – Кавсокалива (Капсокалива), был уважаем за свои подвиги и имел учеников.

Афанасий Паисию: «Следует строго соблюдать церковный устав»

Почтенный старец пишет письмо ради вразумления молодого монаха. Тогда на Афоне существовала традиция: когда опытный подвижник видел, что его брат ведет не совсем правильную духовную жизнь, он должен был вразумить его, написав обстоятельное послание.

В письме Афанасий указывает, что, по свидетельству учеников Паисия, их община практикует очень краткое молитвенное правило и странные обычаи (например, Паисий запирается по какой-то причине в келье). Все это в глазах молдавского старца выглядело очень странным и чуждым для подвижников-афонитов.

Афанасий напоминает Паисию: на Афоне монахам вместе следует неукоснительно вычитывать богослужения суточного круга (часы, вечерню, полунощницу, утреню). Это церковное правило Афанасий подтверждает ссылкой на авторитет таких отцов Церкви, как Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит. Старец в преклонных летах предлагает Паисию внимательно рассмотреть труды святых отцов и убедиться в своей неправоте. Более того, в своих увещеваниях он уподобляет Паисия Иуде... Паисий обвиняется в том, что он даже не исповедуется, что следует наставлениям старца Василия (преподобного Василия Поляномерульского), который учит постоянно повторять «Господи, помилуй», что слишком ценит рукописные святоотеческие книги и др. Словом, Афанасий в своем пространном письме старается наставить молодого подвижника на путь покаяния и исправления – жить так, как все живут на Афоне, много молиться, исполнять все правила афонитов и не увлекаться рукописными книгами.

Паисий Афанасию: «Нужно смотреть, соответствует ли жизнь Писанию»

По благословению афонских старцев Паисий составил обстоятельный ответ на обличение Афанасия

Паисий был поражен посланием молдавского старца. Он прочитал его сначала своим ученикам, а потом и духовнику и уважаемым афонским старцам. По благословению последних Величковский составил обстоятельный и объемный ответ на обличение Афанасия. Он показывает: все обвинения основаны на слухах (молдавский старец мог в личной беседе все выяснить, но этого не сделал). А что касается молитвенного правила, то он на исторических примерах поясняет: нет оснований требовать от монахов выполнения одинаковых правил. Краткость читаемых совместных молитв в их общине он объяснил тяжелыми физическими условиями, в которых жили возродители скита святого Константина.

Паисий показывает необразованность и неграмотность Афанасия, когда тот обращается к Священному Писанию и трудам святых отцов; защищает православность учения своего наставника преподобного Василия (это было подтверждено патриархами Александрийским, Иерусалимским и Антиохийским в 1749 году в Бухаресте); доказывает, что рукописные книги нужно не хулить, а чтить и изучать, поскольку именно на их основе издаются печатные; утверждает, что одних подвигов для спасения недостаточно – нужна рассудительность для анализа, согласуется ли наша жизнь со Святым Писанием. Все эти положения Паисий Величковский умело аргументирует многочисленными цитатами из трудов святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого, преподобных Анастасия Синаита, Григория Синаита, Никона Черногорца и др. отцов. Ответ Паисия подписан словами «Недостойный и многогрешный монах Паисий, со всеми братьями моими во Христе». Ознакомившись с этим письмом-ответом, забываешь, что автору всего-навсего шел 35–36-й год жизни…

Почему так жестко?

Первые биографы преподобного Паисия отмечали, что уже сама внешность всеми уважаемого игумена, впоследствии архимандрита, свидетельствовала о любви, смирении, непрестанной молитве, то есть о святости. Лицо великого собирателя трудов святых отцов излучало неземной свет и тем самым наглядно показывало плоды его постоянного духовного делания. В своей автобиографии преподобный Паисий повествует о том, каким он был стеснительным мальчиком, а когда он в 17 лет вступил в Любечский монастырь, – робким и часто плачущим от неудач послушником (потом и новоначальным монахом). Таким преподобный и запомнился: смиренным молитвенником, любвеобильным и добрым подвижником и наставником.

В ответе старцу Афанасию перед нами совсем другой Паисий Величковский: он пылко и жестко возражает на все обвинения. Без стеснения спрашивает у Афанасия: «Где же ты научился учить подобным образом? Из какого же Евангелия?», «Откуда у тебя подобное толкование?», «Как ты Бога-то не побоялся, как осмелился по глупости и неразумию наводить на меня подобный поклеп!», «Что это взбрело тебе на ум?», «С чего ты взял, что папа свидетельствует, как я?», «Ты хотя бы сам понимаешь, что написал?», «Как же ты научишь своих учеников… если сам… не знаешь?»

Паисий позволяет себе более чем резкие выпады в адрес почтенного молдавского старца: «Правильно сказали отцы, к которым я ходил с твоим письмом: “Не ведала голова, что писала рука!”», «Ты хоть и стар, но слова твои, как у младенца», «…разъясню тебе по причине твоей великой глупости», «Ты следуешь только своему разуму и учишь тому, что взбрело тебе в голову», «Ну что, прикусил теперь язык?»

Почему же Паисий так жестко и даже жестоко ответил Афанасию? Во-первых, молодой подвижник детально разобрал ошибочные тезисы (а также аргументы в их пользу) своего оппонента, так что эти очень дерзкие пассажи были полемическим приемом, и, как мы увидим, они принесли свои плоды. Во-вторых, Паисий в 14-й главе ответного послания пишет, что обвинения молдавского старца поразили его своей несправедливостью и стали причиной великой духовной боли. Ответ Паисия был доскональным даже по современным меркам богословской науки. Именно такая форма полемики молодого подвижника – обстоятельная, но не без эмоций – подействовала на молдавского старца.

Покаяние старшего

Старец Афанасий понял, как был несправедлив, обвиняя Паисия, пришел к нему – и покаялся

Был бы Афанасий мирским человеком, то наверняка смертельно обиделся бы на Паисия и остался бы его заклятым врагом. Но в духовной жизни все совсем по-иному. Умудренный летами старец прочитал ответное послание, понял свои ошибки, пришел к Паисию, покаялся. Они провели продолжительное время в беседе и долго благодарили друг друга за душеспасительное общение.

Василий Кононенко 20 февраля 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить