Сретенский Месяцеслов

Среда, 1 мая
18 апреля ст. ст.

Страстная седмица. Великая Среда.
Пост

Великая Среда

Преподобного Иоанна
Солунского (Фессалоникийского)

Святые дня
Прп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита (ок. 820–850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942). Максимовской иконы Божией Матери (1299).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Ин., 41 зач. (от полу́), XII, 17–50. Лит. – Мф., 108 зач., XXVI, 6–16.

Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров.

div class="sch-menology-row row2">

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед Своей смертью провел в Вифании. Здесь в дому Симона прокаженного уготована была для Спасителя Вечеря. Жена-грешница, узнав, что Он возлежит в дому фарисеевом, приступила к Нему с алавастровым (алебастровым) сосудом мира драгоценного и возлила Ему на главу в знак своей любви и благоговения к Нему (Лк. 7: 36–50). Ученики Его жалели о трате мира: «Можаше бо сие продано быти вящше трех сот пеняз и датися нищим». Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: «Дело бо добро содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити. Мене же не всегда имате. Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея». Так, по слову Христову, делом добрым должно считать не одно благотворение ближним нуждающимся, но и посильное выражение любви к Богу и ближним; не одно благотворение ближним, которых видим, но и приношение Самому Богу, Которого не видим, благодатно присутствующему во храмах!

Между тем как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: «Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». Тогда в беззаконное сборище приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, и предлагает: «Что ми хощете дати, и аз вам предам Его?» С радостью приняли неправедные судии коварный умысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и «поставиша ему тридесят сребреник». «Оттоле неблагодарный ученик искаше удобна времени да предаст» Спасителя мира (Мф. 26: 3–16; Мк. 14: 1–11). Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти помазавшей Его миром, Православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о ней, жене-грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино.

«Се лукавый совет, – плачевно воспевает Церковь в Великую Среду, – воистину собрался неистово: как осужденника осудите горе Сидящего, и Судию всех Бога. Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, течет к иудеям». Грешница принесла к ногам Христовым главу свою, как говорит и святитель Златоуст, Иуда простер руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а сей взять сребреники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашася с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а сей делался пленником его.

О жене-грешнице и о предательстве Иудином Церковь воспоминает в Великую Среду с древних времен. В 4 веке святитель Амфилохий, епископ Иконийский, святитель Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую Среду о жене-грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно преподобный Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю к Великой Среде. В 8 веке преподобный Косьма Маиумский, в 9 веке преподобная Кассия сочинили многие стихиры для богослужения в Великую Среду, ныне исполняемые в этот день. Святитель Иоанн Златоуст в 80 беседе своей на Евангелие от Матфея говорит о жене-грешнице: «Эта жена, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов, но нет. Три евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же; но Иоанн – о другой, некоторой чудной жене – сестре Лазаря. Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, дабы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поелику проказа казалась ей болезнию нечистою и гнусною, и между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ея нечистоту».

Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну, оттого что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.

«Как же Иуда сделался предателем, – спросишь ты, – когда он призван Христом?» Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми. Ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает! Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.

На утрене в Великую Среду Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его, о прославлении Его гласом Бога Отца: «Прииде глас с небесе: "И прославих, и паки прославлю"» – и что Он есть свет мира (Ин. 12: 17–50).

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которой она в течение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа (Мф. 26: 6–16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» и проч. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва преподобного Ефрема Сирина в среду седмицы сырной начинается и в Среду Страстную оканчивается. Обыкновение оканчивать чин великопостного богослужения в Великую Среду есть древнее. О нем упоминает в 4 веке святитель Амвросий Медиоланский.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА СОЛУНСКОГО (ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО), УЧЕНИКА ПРЕПОДОБНОГО ГРИГОРИЯ ДЕКАПОЛИТА

Преподобный Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита († ок. 820, память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под руководством опытного учителя преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства.

Когда император Лев Армянин (813‒820) возобновил гонение на православных христиан за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем († ок. 820, память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси.

Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон.

После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн.

Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.


Тропарь преподобному Иоанну Солунскому. Глас 8.
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Тем же и со ангелы срадуется, преподобне Иоанне, дух твой.
Кондак преподобному Иоанну Солунскому. Глас 4.
Воздержанием, отче, житие украсив, и плоть умертвил еси,/ тем же и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Ему же молися спастися нам.