Сретенский Месяцеслов

Вторник, 5 Марта
20 февраля ст. ст.

Третья приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица Сырная – сплошная. Глас 7.
Поста нет.

Преподобномученик Корнилий,
игумен Псково-Печерский

Святые дня
Преподобный Лев, епископ Катанский (ок. 780); преподобномученики Валаамские: Тит, Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор и Иоанн (1578). Благоверный князь Ярослав Мудрый (1054); преподобный Агафон Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV); священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников (342–344); преподобный Агафон, Папа Римский (682). Священномученик Николай (Розов), пресвитер (1938).
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ, ИГУМЕНА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501-м году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке, украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители.

В 1529-м году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать умерших.

Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал Православие в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.

В 1560-м году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.

Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг ‒ в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531-м году вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря». В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу» с 1558 года, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Богоматери».

Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541-м году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1559-м году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

В 1558‒1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ «Николы Ратного».

О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: «Сей достоблаженный игумен Корнилий на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению... во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69-м году от рождения своего». Эта же дата стоит и на керамической пластине-керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.

В древней рукописи Троице-Сергиевой лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом навстречу царю, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где пребывало 120 лет невредимо. В 1690-м году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892-м году ‒ в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690-м году.

Тропарь преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому. Глас 6.
Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Тем же воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко дарова нам преподобномученика славна// и молитвенника о душах наших достоблаженна.
Кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому. Глас 4.
Светлый светильник Православия/ и сугубая Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,// поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.
Величание преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому:
Ублажаем тя,/ преподобномучениче Корнилие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.