Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 10 Февраля
28 января ст. ст.

Седмица 37-я по Пятидесятнице. Неделя о Закхее. Глас 4.
Поста нет.

Собор новомучеников и исповедников
Церкви Русской

Преподобный
Ефрем Сирин

Святые дня
Преподобный Феодосий Тотемский (1568). Преподобный Палладий пустынник (IV). Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (VI-VII). Преподобный Ефрем Новоторжский (1053). Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский (ок. 1098). Святой Феодор исповедник, пресвитер (1933). Священномученик Игнатий, епископ Скопинский (1938). Священномученик Владимир пресвитер и преподобномученик Варфоломей (1938). Мученица Ольга (1938). Преподобный Леонтий исповедник (1972). Суморинская-Тотемская икона Божией Матери (XVI). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской празд­ну­ет­ся 7 фев­ра­ля (25 ян­варя), в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днем; в пред­ше­ству­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день, ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от по­не­дель­ни­ка до сре­ды; в по­сле­ду­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день, ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от чет­вер­га до суб­бо­ты. Толь­ко в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской со­вер­ша­ет­ся па­мять свя­тых, да­та смер­ти ко­то­рых неиз­вест­на.

В этот день Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет по­ми­но­ве­ние и всех усоп­ших, по­стра­дав­ших в го­ди­ну го­не­ний за ве­ру Хри­сто­ву. По­ми­но­ве­ние это со­вер­ша­ет­ся по опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 30 ян­ва­ря 1991 го­да, на ос­но­ва­нии ре­ше­ния По­мест­но­го Собора 1917–1918 го­дов.

Же­сто­кий и кро­ва­вый XX век стал осо­бен­но тра­ги­че­ским для Рос­сии, по­те­ряв­шей мил­ли­о­ны сво­их сы­нов и до­че­рей не толь­ко от ру­ки внеш­них вра­гов, но и от соб­ствен­ных го­ни­те­лей-богоборцев. Сре­ди зло­дей­ски уби­ен­ных и за­му­чен­ных в го­ды го­не­ний бы­ло неис­чис­ли­мое множество пра­во­слав­ных: ми­рян, мо­на­хов, свя­щен­ни­ков, ар­хи­ере­ев, един­ствен­ной ви­ной которых ока­за­лась твер­дая ве­ра в Бо­га.

Про­слав­ле­ние в ли­ке свя­тых сон­ма но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской на юбилейном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 го­да, на ру­бе­же ты­ся­че­ле­тий, под­ве­ло чер­ту под страш­ной эпо­хой во­ин­ству­ю­ще­го без­бо­жия. Это про­слав­ле­ние яви­ло ми­ру ве­ли­чие их подвига, оза­ри­ло пу­ти Про­мыс­ла Бо­жье­го в судь­бах на­ше­го Оте­че­ства, ста­ло сви­де­тель­ством глубокого осознания тра­ги­че­ских оши­бок и бо­лез­нен­ных за­блуж­де­ний на­ро­да. В ми­ро­вой истории еще не бывало та­ко­го, чтобы столь­ко но­вых небес­ных за­ступ­ни­ков про­сла­ви­ла Церковь (к лику свя­тых при­чис­ле­ны бо­лее ты­ся­чи но­вых му­че­ни­ков).

Сре­ди по­стра­дав­ших за ве­ру в ХХ ве­ке – свя­ти­тель Ти­хон, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, из­бра­ние ко­то­ро­го про­изо­шло в Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля (1925 г.); свя­тые Цар­ствен­ные страстотерпцы; свя­щен­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий (1937 г.); свя­щен­но­му­че­ник Владимир, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Га­лиц­кий (1918 г.); свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин, митрополит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский; свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Се­ра­фим (Чичагов) (1937 г.); ключарь Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля свя­щен­но­му­че­ник про­то­пре­сви­тер Александр (1937 г.); преподобномученицы Ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­са­ве­та и ино­ки­ня Вар­ва­ра (1918 г.) и целый сонм свя­тых яв­лен­ных и неяв­лен­ных.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА, ИЕРОДИАКОНА

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамия) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии.

Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников.

Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения.

Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви: поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями.

Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость.

Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души, потому что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания ‒ объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение, Воскресение), погребальные песнопения. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего...» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению.

Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками ‒ святой Давид, по преимуществу псалмопевец; между святыми отцами Церкви ‒ преподобный Ефрем Сирин, по преимуществу молитвенник.

Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого ‒ на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва, и затем ‒ труд на общую братскую пользу, послушание. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

«Если Сын Божий в тебе, то и Царство Его в тебе. Вот Царство Божие ‒ внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее, и без труда найдешь его. Вне тебя ‒ смерть, и дверь к ней ‒ грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там ‒ Бог». Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство и самопринуждение как святость.

Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью его духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой, тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога, в той мере насытится любовью Его.

Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого, еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние.

Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас ‒ Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской ‒ покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, ‒ это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще ‒ они животворяют, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и получил большое утешение от общения с иноками. На обратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти.

Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где оставался до конца своей жизни.


Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Глас 4.
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,// страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
Кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Глас 3.
Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Ангцу Божию/ и со ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь, и сила, и крепость// нашему Богу во веки веков. Аминь.
Величание Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской:
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.
Тропарь преподобному Ефрему Сирину. Глас 8.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш,// моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак преподобному Ефрему Сирину. Глас 2.
Час присно провидя Суда, /рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне.// Тем же, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.
Величание преподобному Ефрему Сирину:
Ублажаем тя, /преподобне отче Ефреме,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.