Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 17 Марта
04 марта ст. ст.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1.
Пост

Торжество Православия

Преподобный
Герасим Иорданский

Святые дня
Преподобный Герасим Вологодский (1178); благоверный князь Даниил Московский (1303). Благоверный князь Василий (Василько) Ростовский (1238); преподобномученик Иоасаф Снетогорский, Псковский (1299); мученик Павел и мученица Иулиания (ок. 273); преподобный Иаков постник (VI); перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938); святитель Григорий, епископ Констанции Кипрской. Священномученик Александр Лихарев, пресвитер (1938). Икона Божией Матери: Кипрская (Стромынская) (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. - Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 - XII, 2. Ин., 5 зач., I, 43-51 .

Литургия св. Василия Великого.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня, братья и сестры, мы празднуем первое воскресенье святого Великого честного поста, которое называется воскресеньем Торжества Православия. В IX веке, в 852-м году, когда Православие победило иконоборчество, решено было, что это воскресенье будет днем празднования Торжества Православия.

Вы знаете, что были и цари, и епископы, и другие люди, считавшие, что иконы не приличествуют Православной Церкви. Наверное, те епископы и те цари захотели убрать иконы из церкви, чтобы без особого труда привлечь к христианству мусульман, не имевших никаких икон, и евреев.

Между тем, братья и сестры, иконы были в церкви с самого начала. Действительно, в Ветхом Завете Господь между десятью Божиими заповедями повелел: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор. 5: 8–9).

Но Господь сказал также: не делай никаких изображений, ни кумиров, ибо не видел ты Бога явившегося. Что это значит? Святой Иоанн Дамаскин говорит: ясно, что это значит. Когда увидите Бога в теле, тогда сможете делать иконы. Вот почему Церковь Божия после рождения Сына Божиего, Его страстей и Воскресения начала писать иконы и поклоняться им.

Мы, братья и сестры, по словам святого Василия, не кланяемся ни этому материалу, ни краске, ни золоту, ни серебру или металлу, на котором икона изображена, но личности, которую икона изображает. Так же, как все вы, мы не выбросим изображение, фотографию своего отца или матери, а поставим ее на видное место, потому что на них изображены наши родители (а это для нас важно), – так тем более важно, когда речь идет о лике Божием и о Его святых.

Пусть святые иконы напомнят вам и об этом: прославляя их, нам тоже нужно постараться войти во славу Царствия Божиего, нужно быть и стать Его сыновьями и дочерьми, войти в блаженство этого Царствия и быть святыми. В этом смысл икон и в церквах, и в домах ваших. Они напоминают нам о святых предках наших и всех православных, о временах, когда они были людьми из плоти и крови, как и мы, и трудом своим, с Божией помощью, смогли сподобить души свои благодати и стать настоящими небесными гражданами. О том, что и мы это можем и должны сделать, если захотим.

В другом случае, если мы не хотим этого, если свою душу сделаем недостойной Царствия Божиего, погубим, нужно быть готовыми к вечным мукам, ибо таков наш выбор. Поэтому в Православной Церкви иконы изображают исторические личности, которые смогли стать небесными. И, знаете, в современном мире, особенно в Католической Церкви, иконы, в сущности, как портреты людей этого мира, очень красивые – и женщины, и мужчины. Но в них слишком много этого мира, слишком много земного тела. Эти иконы изображают людей, но это скорее люди ада, чем рая.

Вот что я хочу сказать: если посмотреть на икону западную, например, икону Эль Греко или какого-нибудь другого великого западного живописца, то вы увидите женщину с чарами этого мира, в то время как на прекрасной иконе Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках (Пелагонитисса) из Дечан, обошедшей весь мир (а для меня – лучшей из всего, что я видел), Пресвятая Богородица с Сыном Своим Господом Иисусом представляет Деву и до рождения (Господа), и в момент рождения, и после рождения. Ту, единственную во всех поколениях этого мира, избранную быть Матерью Сына Божиего из-за Ее добродетелей, из-за Ее душевной чистоты и святости, – именно так, как сказано в Псалтири: «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс. 44: 14). И эта внутренняя красота – в лике и во всем облике Пресвятой Богородицы и всех святых.

Нужно уметь отличать икону, перед которой можно молиться, от иконы, которая зовет на этот свет, перед которой нельзя молиться, как говорил один великий русский богослов. В бытность атеистом он был в Сикстинской капелле и восхищался красотой Мадонны Рафаэля, творением этого художника. Но, став верующим, а затем и священником, протоиереем, великим богословом, после второго посещения Сикстинской капеллы и встречи с этой иконой, он написал: «Перед этой картиной я не могу молиться. На ней мы видим красивую женщину, идущую по облакам, как по снегу, и несущую ребенка, которая, возможно, и не невинная девица. Не могу молиться».

Вы понимаете, о чем здесь речь? Икона должна представлять историческую личность, Господа Иисуса, Пресвятую Богородицу или святителя, – но личность небесную. По словам Христа: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26). А где Господь? В Царствии Небесном. Значит, подготовимся к Царствию Небесному, к блаженству этого Царствия сейчас, в этом мире. Это «одно только нужно» (Лк. 10: 42), говорит Господь Марфе в ее доме.

Этого нужно достичь. Конечно, мы не презираем ни тело, ни этот свет, но наше истинное Отечество и наша истинная жизнь – в Царствии Небесном.

Пусть Господь поможет нам пройти через этот пост так, чтобы после него мы были несравнимо лучше, здоровее душой и телом, чем до него. Пусть Бог благословит вас и одарит всеми благами.

Прошу вас, выдержите этот пост хотя бы на постном масле и рыбе, а скоромное оставьте для Пасхи, по словам святого Василия Великого: после жажды насколько вкуснее вода, а после голода насколько вкуснее пища; так, после воздержания от скоромной пищи, насколько она будет вкуснее для нас и насколько лучше организм сможет ее употребить.

Благослови вас Бог!

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА И ЧИН ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843-м году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества.

Тем самым в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843-м году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских Соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжкие грехи. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ИОРДАНСКОГО

Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился вглубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь.

Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере.

В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое.

Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Тайн. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака, своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.

Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.

Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах, у ног преподобного.

Тропарь Недели Торжества Православия. Глас 2.
Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже;/ волею бо благоволил еси плотию взыти на крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак Недели Торжества Православия. Глас 2.
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси./ Но исповедающе спасение,// делом и словом, сие воображаем.
Тропарь преподобному Герасиму Иорданскому. Глас 8.
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со ангелы срадуется, преподобне Герасиме, дух твой.
Кондак преподобному Герасиму Иорданскому. Глас 4.
Возгоревся рачением горним,/ жестость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси;/ отонуду же повинуся тебе зверь даже до смерти, отче,/ послушне и жалостне на гробе твоем скончася,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Нему же моляся, и о нас,// отче Герасиме, поминай.
Величание преподобному Герасиму Иорданскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Герасиме,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.