Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 29 апреля
16 апреля ст. ст.

Страстная седмица. Великий Понедельник.
Пост

Великий Понедельник

Мучениц Агапии,
Ирины и Хионии

Святые дня
Иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и иных (258). Сщмч. Константина пресвитера (1919). Икон Божией Матери Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43. Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35.

Литургия Преждеосвященных Даров.. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Каждый день Великой седмицы издревле посвящен Церковью особому воспоминанию и каждый называется Великим. С Великого Понедельника Церковь прославляет «честные страдания Господа, которые, яко же светила совершенна, воссиявают миру. Христос грядет страдать благостью, вся содержа дланию, изволяет простреться на древе, чтобы спасти человека. Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. Приидите празднолюбцы, стретим песнями Создателя, грядущего прияти крест, испытания и раны. Приидите очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем».

Созерцая образ уничижения и славы Сына Божия в прообразованиях ветхозаветных и побуждая нас в великие дни Страстной недели преимущественно к целомудренной и благочестивой жизни, Церковь в Великий Понедельник воспоминает целомудренного Иосифа, бывшего прообразом Иисуса Христа.

Любимый сын Иакова Иосиф из зависти продан был своими братьями по плоти; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. Сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу; осужденный на смерть Сын Божий снисходит в гроб. Непосредственным действием Промысла освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, притекавших к нему за хлебом; Иисус Христос сделался для нас Небесным Хлебом для вечной жизни.

Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в прообразованиях ветхозаветных, Церковь в Великий Понедельник приводит на память нам также и бесплодную смоковницу, которая по слову Господа в день настоящего Великого Понедельника иссохла. Вечером того же дня, в который Иисус Христос как царь вошел в Иерусалим, Он удалился из него в Вифанию и там провел ночь. Утром настоящего Великого Понедельника, возвращаясь в город, Иисус Христос взалкал и, увидев близ дороги смоковницу, подошел к ней. Смоковница покрыта была листьями, но на ней плодов не было. Господь сказал: «Да николиже от тебе плода будет во веки», и смоковница тотчас засохла (Мф. 21: 17–22; Мк. 11: 19–26). Высохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов знаменательной проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек перед Богом духовно мертв. Ибо Господь сказал им: «Аминь глаголю вам, аще имате веру и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете: "Двигнися и верзися в море", – будет. И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф. 21: 21–22). По изъяснению Церкви, высохшая смоковница знаменует также лицемерное сонмище иудейское, у которого Спаситель не нашел истинного плода, кроме лицемерной сени закона, и эту сень бесплодного сонмища обличил и осудил. Смоковнице подобна и всякая душа, не имущая духовных плодов: кто не имеет истинно добрых дел, освящаемых верою и молитвою, того не защитит от осуждения одна наружность. На зеленеющей бесплодной смоковнице Спаситель показал и то, что Он имеет силу не только благотворить, но и являть правосудие Свое.

Иосифа, бывшего прообразованием Иисуса Христа, и смоковницу, немедленно по слову Христову засохшую, Церковь вспоминает в Великий Понедельник с древних времен. Святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед своих на Страстную неделю говорит: «Господь прообразован в Иосифе задолго до того, что имело впоследствии произойти. В Иосифе есть великое подобие Господа. Иосифу сделаны были козни от единокровных. С Иосифа снята была разнотканная одежда; Господь имел одежду – всю истканную, которую воины сняли с Него и разделили. Иосиф оклеветан был, и Господа оклеветали. Иосиф продан был измаильтянам, Господь продан Иудой фарисеям. Иосиф брошен был в пустой ров и вышел из него невредим; Господь, погребенный в новом гробу, воскрес в третий день. Нужно ли еще больше говорить?» У святителя Иоанна Златоуста есть также слово и о высохшей смоковнице. Именно это слово и Уставом Церкви указывается для прочтения при богослужении в Великий Понедельник.

В 6 веке святитель Андрей Критский, в 8 веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский написали многие песнопения для богослужения Православной Церкви в Великий Понедельник, ныне исполняемые в этот день.

На утрене в Великий Понедельник Церковь благовествует о высохшей смоковнице. Во храме Иерусалимском первосвященники и старейшины иудейские, изыскивая случай погубить Иисуса Христа, приступили к Нему и спросили: «Какою властию сия твориши и кто ти даде власть сию?» Но Господь взаимным вопросом «Крещение Иоанново откуду бе: с небеси ли или от человек?» привел их самих в недоумение и притчами своими показал им и народу крайнее их охлаждение к Богу, упорство в исполнении воли Божией, отвержение их от Бога и избрание на место их новых делателей винограда Божия, т. е. Церкви. Предложив притчу о двух сынах, посланных в виноград, из которых один сперва отказался перед отцом своим работать в винограднике, а после, раскаявшись, пошел и исполнил волю отца; другой же, дав отцу обещание возделывать виноград, не пошел, – Иисус Христос последнему уподобил нераскаянных первосвященников и старейшин, которых предваряют в царствии Божием мытари и грешники кающиеся. Другой пророчественной притчей о делателях винограда, внушая первосвященникам и старцам, главнейшим делателям в Церкви Божией, что она непрерывно пребывает на земле и достойные делатели в винограде Божием суть только творящие волю Божию, – Господь явно изобличил их. Изобличил в том, что они суть злые и недостойные виноградари в царстве Божием, первоначально насажденном в народе богоизбранном; ибо, избив пророков – этих слуг, посланных Домовладыкой в виноградник требовать плодов, – они не устыдились убить и возлюбленного Сына Домовладыки Небесного – Сына Божия. Но правосудный Бог предаст злодеев злой смерти, а виноград Свой отдаст другим, достойнейшим делателям (Мф. 21: 18–43).

На Литургии Церковь благовествует пророческими словами Господа о кресте последователей Его до того времени, когда «явится знамение Сына Человеческого на небеси и узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою». В этом пространном пророчественном ответе на вопросы учеников Своих, что есть знамение Твоего пришествия и кончины века, Иисус Христос изобразил многочисленные бедствия и признаки разрушения Иерусалима и кончины века. Тем самым Он побудил и побуждает верующих среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному, утешая распространением Евангелия в мире и прекращением бедствий ради избранных (Мф. 24: 9–35)..


ЖИТИЕ МУЧЕНИЦ АГАПИИ, ИРИНЫ И ХИОНИИ

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III ‒ начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли притязания многочисленных женихов.

Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение.

Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа.

Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284‒305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха ‒ Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха ‒ Христа. Тогда Дулкиций решил тайно, ночью овладеть ими насильно.

Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь.

Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном.

На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения.

Светлые воины были ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти.

Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.


Тропарь мученицам Агапии, Ирине и Хионии. Глас 1.
Агницы словесныя/ Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу,/ течение скончавше, и веру соблюдше./ Тем же днесь радостною душею совершаем, досточудныя,/ святую вашу память,// Христа величающе.
Кондак мученицам Агапии, Ирине и Хионии. Глас 4.
Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,// со ангелы ныне веселишися.
Величание мученицам Агапии, Ирине и Хионии:
Величаем вас,/ страстотерпицы святыя,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.