Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 30 декабря
17 декабря ст. ст.

Седмица 31-я по Пятидесятнице, неделя святых праотец. Глас 6.
Пост

Пророк Даниил

Святые три отрока:
Анания, Азария и Мисаил

Святые дня
Преподобный Даниил исповедник, в схиме Стефан (X). Священномученики Александр и Николай и Сергий пресвитеры (1918). Священномученики Петр и Иоанн пресвитеры (1937).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЖИТИЕ ПРОРОКА ДАНИИЛА И СВЯТЫХ ТРЕХ ОТРОКОВ: АНАНИИ, АЗАРИИ И МИСАИЛА

Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой.

Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу ‒ дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору.

Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение ‒ огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока ‒ Анания, Азария и Мисаил ‒ были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26–90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись, появившуюся на стене дворца во время пира и предвещавшую падение Вавилонского царства – «Мене, Такел, Фарес» (значение слов: Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Такел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Фарес – разделено царство твое и дано мидянам и персам – прим. ред.).

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (Дан. 2, 44).

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих ‒ тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства ‒ Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24‒27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1‒12).

Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария ‒ царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.


Тропарь пророку Даниилу и трем отрокам. Глас 2.
Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святи трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.
Кондак отроком. Глас 6.
Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, тре блаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.
Кондак пророку Даниилу. Глас 3.
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.
Величание пророку Даниилу:
Величаем тя, пророче Божий Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Величание трем отрокам:
Величаем вас, святи трие отроцы Анание, Азарие и Мисаиле, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.