«Не убегайте от людей, которые рассуждают право!»

Вспомним речь святителя Василия Великого к юношам, которую он произнес в Иерусалиме студентам, занимающимся изучением философии. Тогда философия включала в себя практически все известные светские дисциплины – от математики до риторики.

Святитель учил молодых людей, чтобы они стяжали душевную чистоту, телесное бесстрастие, приличие в словах, умеренность в пище и питии, внимание и любовь к ближним.

Это был завет великого подвижника и учителя мирским юношам, обучающимся в светской школе и не знавшим ничего о духовной жизни.

Но перечитывая сегодня отрывки из этой речи, мы обнаруживаем, насколько и для нас, казалось бы, людей воцерковленных, полезны и актуальны наставления святого. 

1-min.png

***

Мы совершенно не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни. Ни знаменитости предков, ни крепости, ни красоты и величия тела, ни почестей от всех людей, ни самого царства, ни всего прочего не признаем великим, даже достойным желания, и не обращаем взора на тех, кто имеет сие, но простираем надежды далее и все делаем для приуготовления себе другой жизни.

2-min.png

***

Чему уподобим внешнее учение? Собственное превосходство дерева – изобиловать зрелыми плодами, но оно носит на себе и некоторое украшение – листы, колеблющиеся на ветвях. Так и в душе истина есть преимущественный плод, но не лишено приятности и то, если облечена душа внешнею мудростию. Так, славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию «Сущего».

***

Внешние науки не бесполезны для души. Когда пересказывают вам деяния или изречения мужей добрых, надобно их любить, соревновать им и, как можно, стараться быть такими же. А когда доходит речь до людей злонравных, должно избегать подражания сему, так же затыкая уши, как Одиссей заградил слух от песней сирен. Ибо привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам.

3-min.png

***

Возьмем у ораторов и философов те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы собирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым.

***

С жаром хвалить добродетель пред людьми, вести о ней длинные речи, а наедине предпочитать целомудрию удовольствие, и справедливости – прибыток, назвал бы я подражанием тем, которые лицедействуют на зрелище и часто выходят представлять из себя царей и владельцев, не будучи не только ни царями, ни владельцами, но даже, может быть, и свободными.

4-min.png

***

Не должно верить трагедии, которая без рассуждения говорит: «Раздражение вооружает руку на врагов». Напротив того, всего лучше вовсе не приходить в раздражение. Если же это трудно, то по крайней мере, удерживая раздражительность рассудком, как уздою, надобно не дозволять выходить ей за пределы. Возвратим слово назад к примерам доблестных мужей. Некто, нещадно нападая на Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: «Делал такой-то» – и тем отмстил. Весьма хорошо подражать таким мужам. Этот поступок Сократа сходен с заповедью, по которой ударяющему по ланите должен ты подставить другую (см.: Мф. 5: 39), – в такой мере надобно мстить за себя!

5-min.png

***

Александр Македонский, взяв в плен дочерей Дария, о которых засвидетельствовано, что красота их была удивительна, не удостоил и видеть их, считая постыдным победителю мужей уступать над собою победу женщинам. Ибо это указывает на одно с заповедью, что воззревший на женщину для услаждения хотя и не совершит прелюбодеяния самим делом, но за то, что допустил в душу желание, не освобождается от вины (см.: Мф. 5: 28).

6-min.png

***

Не все подряд надо нам брать, а только полезное. Ибо стыдно вредное в пище отвергать, а в науках, которые питают нашу душу, не делать никакого разбора, но, подобно весеннему ручью, увлекая за собою все встречающееся, нагружать тем душу. И у ремесленников работа их имеет цель; а для жизни человеческой нет будто цели, смотря на которую должно все делать?

7-min.png

***

Не должно нам лениться и на краткий покой променивать великие надежды, если не хотим слышать укоризны и терпеть наказания – не здесь от людей, хотя и сие немаловажно для имеющего ум, но на тех судилищах, где бы они ни были, хотя бы под землею или где в другом месте. Невольно погрешившему против долга, может быть, и будет некоторое помилование от Бога, но намеренно избравшему худое нет и отговорки, почему бы не терпеть сугубого наказания.

8-min.png

***

Что же нам делать? – скажет кто-нибудь. Что иное, кроме того, чтобы, освободившись от всех других попечений, иметь попечение о душе? Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей. Очищению души служит: презирать чувственные удовольствия, не насыщать глаз нелепыми представлениями чудодеев или зрением тел, возбуждающих к сластолюбию, и чрез слух не вливать в душу поврежденного сладкопения.

9-min.png

***

Преданные уловлению удовольствий осязания и вкуса принуждены ими бывают жить, подобно скотам, по прихотям чрева и того, что ниже чрева. Одним словом, все телесное должно презирать тому, кто не хочет, как в тине, погрязнуть в телесных удовольствиях. Столько надобно иметь к телу привязанности, сколько, говорит Платон, участвует оно в служении любомудрию, выражаясь несколько подобно Павлу, который дает совет, что ни мало не должно телу «угодия» творить в повод похотям (см.: Рим. 13: 14).

10-min.png

***

Те, которые заботятся, чтобы тело было как можно наряднее, а душу, которая действует чрез тело, презирают как ничего не стоящую, чем отличаются от людей, прилагающих попечение об орудиях, но нерадящих об искусстве, действующем чрез орудие? Должно обуздывать и сдерживать тело, как порывы зверя, и мятежи, производимые им в душе, усмирять, поражая рассудком, как бичом, а не ослаблять вовсе узды сластолюбию и не пренебрегать тем, что ум увлекается им, подобно вознице, которого неудержимо несут необузданные кони.

11-min.png

***

Если излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и служит препятствием душе, то покорствовать и услуживать телу – явное безумие.

12-min.png

***

Когда нет богатства, не должно его желать, а когда оно есть, надобно думать не о том, что обладаешь им, но о том, умеешь ли располагать им.

13-min.png

***

Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а не правый разум ставить вождем жизни. Но, хотя бы пришлось противоречить всем людям и навлечь на себя бесславие и опасности, не должно решаться на извращение правды.

14-min.png

***

Не будем бездействовать по той причине, что что-либо тяжело и требует труда; но вспомня совет сказавшего, что всякому должно избирать жизнь совершеннейшую и ожидать, что привычка сделает ее приятною, испытаем то, что всего лучше. Ибо стыдно, потеряв настоящее время, впоследствии стараться возвратить прошедшее, чего не сделаешь уже никакою скорбию.

15-min.png

***

Не убегайте от людей, которые рассуждают право!


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить