Храм святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов

Распечатать

Здесь проходит подготовка к Крещению и само Крещение – одно из самых важных христианских Таинств: его называют духовным рождением в новую жизнь во Христе.

Место Крещения и сердце Просветительского центра монастыря 

Нижний храм в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов
Нижний храм нашего нового собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской освящен во имя пророка Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов. Здесь проходит подготовка к Крещению и само Крещение – одно из самых важных христианских Таинств: его называют духовным рождением, дверью, через которую человек входит в новую жизнь во Христе.

Но наш нижний храм – не просто место Крещения. Это еще и сердце Просветительского центра Сретенского монастыря. Здесь проходят Литургии для учащихся воскресной школы и молодежи.

2. Алтарь нижнего храма в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов.jpg
Алтарь нижнего храма в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов

Баптистерий

Из купели человек выходит совершенно другим: он умирает для греховной жизни и рождается в жизнь вечную и святую

В центре нижнего храма находится баптистерий – купель для крещения. Заходя в эту купель, человек выходит отсюда совершенно другим: здесь он умирает для греховной жизни и рождается в жизнь вечную и святую.

В баптистерии три отделения: центральное для крещаемого, два по бокам для священника и восприемников – крестных родителей. Вода в купель подается насосами снизу из помещения водоподготовки. Заходит крещаемый с запада, выходит на восток. При этом святая вода сливается не в канализацию, а в специальный «непопираемый колодец» и из него по дренажу просачивается в почву.

Купель украшена уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Для мозаики использовались 126 уникальных оттенков итальянской смальты. 

Символы евангелистов

Мы поместили здесь изображения Ангела, Льва, Тельца и Орла – эти образы известны многим по песне «Над небом голубым есть город золотой…» Это древние образы из книги пророка Иезекииля, который в таком виде увидел ангелов перед Престолом Божиим. Такие же символы встречаются и в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. В древней христианской традиции эти образы стали символами евангелистов.

Ангел в виде человека – символ евангелиста Матфея. Его Евангелие было написано для христиан из иудеев, и он подчеркивает, что Иисус Христос – тот самый Мессия, Которого ожидали люди в Ветхом Завете. Ангел в образе льва, царя зверей, – это символ евангелиста Марка. Он пишет свое Евангелие для бывших язычников и стремится раскрыть достоинство Христа как Царя нового Небесного Царства. Ангел в образе жертвенного тельца – символ евангелиста Луки, который особенное внимание уделяет последним дням и жертвенному служению Спасителя. Четвертое Евангелие, от Иоанна, отличается возвышенностью богословской мысли, поэтому его символ – орел.

Другие христианские символы 

Альфа и Омега - начало и конец

По центру баптистерия мы видим буквы α и ω – альфа и омега. Это первая и последняя буквы греческого алфавита. Они напоминают нам, что Господь есть Начало и Конец всего существующего и отсылают нас к книге Откровения апостола Иоанна Богослова, где Сам Господь Иисус Христос о Себе говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8).

Здесь же мы видим изображение рыбы. Это один из древнейших христианских символов. На древнегреческом языке это слово звучит как «ихтис» – Ίχθύς. Это древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из первых букв слов Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Эта фраза была древнейшим исповеданием христианской веры. Во время гонений христиане часто использовали символ рыбы, чтобы узнавать друг друга. Такие изображения можно увидеть и в римских катакомбах первых христиан.

Другой известный древнейший христианский символ – Хризма. Она представляет собой монограмму из двух начальных греческих букв имени Христа (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) – Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных между собой. Выглядит она так:☧. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω – альфа и омега. В IV веке, при императоре Константине, Хризма стала главным христианским символом и изображалась на щитах и штандартах римского войска, а позднее на монетах, флагах и погребальных саркофагах.

44350bfab41f88af195f556a75971099.jpg
Хризма

Медальоны с изображением дней Творения

В нижнем храме множество фресок с изображениями событий Ветхого и Нового Завета. На потолке – шесть круглых медальонов с изображением дней Творения, по три с каждой стороны. Священное Писание повествует о том, что мир был сотворен Богом за шесть дней (см.: Быт. 1) и что в начале Господь сотворил небо и землю. Небо и земля – это материальный и духовный мир. Слова «в начале» обозначают создание времени, небо – это ангельский мир, а земля – это материя. В Библии говорится, что земля, то есть материя, вначале была безвидна и неустроенна, находилась в жидком состоянии, и называется она в Писании водой. И дальше в Библии мы читаем, что Дух Божий носился над водою.

Четвертый день творения. Создание светил.jpg
Четвертый день творения. Создание светил

В первый день Творения Господь создает свет и отделяет свет от тьмы. Во второй день Он создает пространство видимого неба и отделяет воду земную от небесной. В третий день отделяет сушу от воды, и на земле начинают произрастать растения. В четвертый день Господь создает светила и прикрепляет к звездам блуждающий в космосе свет, в пятый день создает рыб и птиц, в шестой день – зверей. И в тот же день (по преданию, в полдень) был создан венец творения – человек. Священное Писание говорит, что в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. Но окончание Творения не означает, что Господь оставил мир на произвол судьбы. До сих пор Он постоянно заботится о судьбе мира и направляет его Своим Промыслом.

Окончание Творения не значит, что Господь более не заботится о мире. Он и сейчас направляет мир Своим Промыслом 

Фрески «Крещение Господне» и «Крещение Руси»

Крещение Господне, фреска.jpg
Крещение Господне, фреска

На стенах нижнего храма мы изобразили фрески, повествующие о событиях Нового Завета. Одна из них рассказывает о Крещении Иисуса Христа, когда Он Сам показал пример людям и погрузился в воды Иордана, приняв крещение от святого пророка Иоанна Предтечи, хотя не имел в этом никакой необходимости. В этот день Иоанну Предтече приоткрылась тайна Святой Троицы, и он увидел Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя, и услышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).

На противоположной стене находится фреска, которая рассказывает о крещении Руси в Днепре в 988 году. В центре фрески изображен святой равноапостольный князь Владимир Великий, рядом с ним святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

Крещение Руси, фреска.jpg
Крещение Руси, фреска

Фреска «Нагорная проповедь»

Заповеди блаженства говорят о том, как стать счастливыми в Боге

Справа на стене находится фреска с изображением Нагорной проповеди Спасителя, во время которой Господь дает Заповеди блаженства. В переводе на русский язык они назывались бы «Заповеди о счастье». Обычно Заповеди Божии что-то предписывают или что-то запрещают. А Заповеди блаженства рассказывают нам о том, как стать счастливыми в Боге.

Нагорная проповедь, фреска.jpg
Нагорная проповедь, фреска

Во время этой же проповеди Господь оставил Своим ученикам и всем верующим одну из самых известных ныне молитв – молитву «Отче наш». Сейчас мы привыкли, что Бога можно называть Отцом, но во времена Спасителя это было нечто новое и очень удивительное. Господь всегда воспринимался людьми как Царь, как Властитель мира, Владыка. А здесь Он называется Отцом, и все верующие в Него становятся Его детьми. Ведь действительно существует огромная разница: быть одним из слуг Царя или быть Его сыном.

Фреска «Тайная вечеря»

На Тайной вечери Спаситель дал одну из главных Своих заповедей – заповедь о любви

На следующей фреске мы видим последнюю беседу Спасителя с учениками перед Его Распятием. Эта беседа называется еще Тайной вечерей. На этой вечере Господь установил главное Таинство нашей Церкви – Таинство Причащения. Кроме того, на Тайной вечери была дана одна из главных заповедей Нового Завета. Господь сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13: 34).

Тайная вечеря, фреска.jpg
Тайная вечеря, фреска

Во время этой же последней беседы Спаситель обещает ученикам после Своего Вознесения послать им Утешителя – Духа Святого. Этот Святой Дух в пятидесятый день после Воскресения Христа сошел на апостолов, и после этого двенадцать человек, большинство из которых были простыми рыбаками, смогли преобразить весь мир и распространить радостную весть о спасении даже до краев вселенной. Их изображения мы видим на потолке храма.

27 декабря 2018
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить