придел в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов

Распечатать

Здесь проходит подготовка к Крещению и само Крещение – одно из самых важных христианских Таинств: его называют духовным рождением в новую жизнь во Христе.

Место Крещения и сердце Просветительского центра монастыря 

Нижний храм в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов
Нижний храм нашего нового собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской освящен во имя пророка Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов. Здесь проходит подготовка к Крещению и само Крещение – одно из самых важных христианских Таинств: его называют духовным рождением, дверью, через которую человек входит в новую жизнь во Христе.

Но наш нижний храм – не просто место Крещения. Это еще и сердце Просветительского центра Сретенского монастыря. Здесь проходят Литургии для учащихся воскресной школы и молодежи.

2. Алтарь нижнего храма в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов.jpg
Алтарь нижнего храма в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов

Баптистерий

Из купели человек выходит совершенно другим: он умирает для греховной жизни и рождается в жизнь вечную и святую

В центре нижнего храма находится баптистерий – купель для крещения. Заходя в эту купель, человек выходит отсюда совершенно другим: здесь он умирает для греховной жизни и рождается в жизнь вечную и святую.

В баптистерии три отделения: центральное для крещаемого, два по бокам для священника и восприемников – крестных родителей. Вода в купель подается насосами снизу из помещения водоподготовки. Заходит крещаемый с запада, выходит на восток. При этом святая вода сливается не в канализацию, а в специальный «непопираемый колодец» и из него по дренажу просачивается в почву.

Купель украшена уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Для мозаики использовались 126 уникальных оттенков итальянской смальты. 

Символы евангелистов

Мы поместили здесь изображения Ангела, Льва, Тельца и Орла – эти образы известны многим по песне «Над небом голубым есть город золотой…» Это древние образы из книги пророка Иезекииля, который в таком виде увидел ангелов перед Престолом Божиим. Такие же символы встречаются и в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. В древней христианской традиции эти образы стали символами евангелистов.

Ангел в виде человека – символ евангелиста Матфея. Его Евангелие было написано для христиан из иудеев, и он подчеркивает, что Иисус Христос – тот самый Мессия, Которого ожидали люди в Ветхом Завете. Ангел в образе льва, царя зверей, – это символ евангелиста Марка. Он пишет свое Евангелие для бывших язычников и стремится раскрыть достоинство Христа как Царя нового Небесного Царства. Ангел в образе жертвенного тельца – символ евангелиста Луки, который особенное внимание уделяет последним дням и жертвенному служению Спасителя. Четвертое Евангелие, от Иоанна, отличается возвышенностью богословской мысли, поэтому его символ – орел.

Другие христианские символы 

Альфа и Омега - начало и конец

По центру баптистерия мы видим буквы α и ω – альфа и омега. Это первая и последняя буквы греческого алфавита. Они напоминают нам, что Господь есть Начало и Конец всего существующего и отсылают нас к книге Откровения апостола Иоанна Богослова, где Сам Господь Иисус Христос о Себе говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8).

Здесь же мы видим изображение рыбы. Это один из древнейших христианских символов. На древнегреческом языке это слово звучит как «ихтис» – Ίχθύς. Это древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из первых букв слов Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Эта фраза была древнейшим исповеданием христианской веры. Во время гонений христиане часто использовали символ рыбы, чтобы узнавать друг друга. Такие изображения можно увидеть и в римских катакомбах первых христиан.

Другой известный древнейший христианский символ – Хризма. Она представляет собой монограмму из двух начальных греческих букв имени Христа (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) – Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных между собой. Выглядит она так:☧. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω – альфа и омега. В IV веке, при императоре Константине, Хризма стала главным христианским символом и изображалась на щитах и штандартах римского войска, а позднее на монетах, флагах и погребальных саркофагах.

44350bfab41f88af195f556a75971099.jpg
Хризма

Медальоны с изображением дней Творения

В нижнем храме множество фресок с изображениями событий Ветхого и Нового Завета. На потолке – шесть круглых медальонов с изображением дней Творения, по три с каждой стороны. Священное Писание повествует о том, что мир был сотворен Богом за шесть дней (см.: Быт. 1) и что в начале Господь сотворил небо и землю. Небо и земля – это материальный и духовный мир. Слова «в начале» обозначают создание времени, небо – это ангельский мир, а земля – это материя. В Библии говорится, что земля, то есть материя, вначале была безвидна и неустроенна, находилась в жидком состоянии, и называется она в Писании водой. И дальше в Библии мы читаем, что Дух Божий носился над водою.

Четвертый день творения. Создание светил.jpg
Четвертый день творения. Создание светил

В первый день Творения Господь создает свет и отделяет свет от тьмы. Во второй день Он создает пространство видимого неба и отделяет воду земную от небесной. В третий день отделяет сушу от воды, и на земле начинают произрастать растения. В четвертый день Господь создает светила и прикрепляет к звездам блуждающий в космосе свет, в пятый день создает рыб и птиц, в шестой день – зверей. И в тот же день (по преданию, в полдень) был создан венец творения – человек. Священное Писание говорит, что в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. Но окончание Творения не означает, что Господь оставил мир на произвол судьбы. До сих пор Он постоянно заботится о судьбе мира и направляет его Своим Промыслом.

Окончание Творения не значит, что Господь более не заботится о мире. Он и сейчас направляет мир Своим Промыслом 

Фрески «Крещение Господне» и «Крещение Руси»

Крещение Господне, фреска.jpg
Крещение Господне, фреска

На стенах нижнего храма мы изобразили фрески, повествующие о событиях Нового Завета. Одна из них рассказывает о Крещении Иисуса Христа, когда Он Сам показал пример людям и погрузился в воды Иордана, приняв крещение от святого пророка Иоанна Предтечи, хотя не имел в этом никакой необходимости. В этот день Иоанну Предтече приоткрылась тайна Святой Троицы, и он увидел Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя, и услышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).

На противоположной стене находится фреска, которая рассказывает о крещении Руси в Днепре в 988 году. В центре фрески изображен святой равноапостольный князь Владимир Великий, рядом с ним святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

Крещение Руси, фреска.jpg
Крещение Руси, фреска

Фреска «Нагорная проповедь»

Заповеди блаженства говорят о том, как стать счастливыми в Боге

Справа на стене находится фреска с изображением Нагорной проповеди Спасителя, во время которой Господь дает Заповеди блаженства. В переводе на русский язык они назывались бы «Заповеди о счастье». Обычно Заповеди Божии что-то предписывают или что-то запрещают. А Заповеди блаженства рассказывают нам о том, как стать счастливыми в Боге.

Нагорная проповедь, фреска.jpg
Нагорная проповедь, фреска

Во время этой же проповеди Господь оставил Своим ученикам и всем верующим одну из самых известных ныне молитв – молитву «Отче наш». Сейчас мы привыкли, что Бога можно называть Отцом, но во времена Спасителя это было нечто новое и очень удивительное. Господь всегда воспринимался людьми как Царь, как Властитель мира, Владыка. А здесь Он называется Отцом, и все верующие в Него становятся Его детьми. Ведь действительно существует огромная разница: быть одним из слуг Царя или быть Его сыном.

Фреска «Тайная вечеря»

На Тайной вечери Спаситель дал одну из главных Своих заповедей – заповедь о любви

На следующей фреске мы видим последнюю беседу Спасителя с учениками перед Его Распятием. Эта беседа называется еще Тайной вечерей. На этой вечере Господь установил главное Таинство нашей Церкви – Таинство Причащения. Кроме того, на Тайной вечери была дана одна из главных заповедей Нового Завета. Господь сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13: 34).

Тайная вечеря, фреска.jpg
Тайная вечеря, фреска

Во время этой же последней беседы Спаситель обещает ученикам после Своего Вознесения послать им Утешителя – Духа Святого. Этот Святой Дух в пятидесятый день после Воскресения Христа сошел на апостолов, и после этого двенадцать человек, большинство из которых были простыми рыбаками, смогли преобразить весь мир и распространить радостную весть о спасении даже до краев вселенной. Их изображения мы видим на потолке храма.

Московский Сретенский монастырь : Возрожденный трудом и молитвой : фотоальбом

Смотреть

Петушки обетованные

Смотреть

Книга совпадений. Чудеса на дороге к Богу

Смотреть

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Смотреть

Сретенский монастырь: прошлое и настоящее

Смотреть

Православный взгляд на онкологию. Протоиерей Сергий Филимонов

Смотреть

Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию. Протоиерей Стефан Жила

Смотреть

Псалтирь. Гражданский крупный шрифт

Смотреть

Душа после смерти

Смотреть

Наука из наук

Смотреть

Бог да душа — вот монах

Смотреть

Познати на земли путь Твой

Смотреть

Ищите же прежде Царства Божия

Смотреть

Школа жизни

Смотреть

Утешение в скорби

Смотреть

Достойно горького плача

Смотреть

Двое в плоть едину

Смотреть

Скромное апостольство

Смотреть

Стояние в молитве. Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде

Смотреть

Избранное: статьи и исследования. Диакон Сергий Трубачёв

Смотреть

Брак — ад или рай? Митрополит Лимасольский Афанасий

Смотреть

Добротолюбие, или словеса и главизны Священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец, в нем же нравственным по деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает

Смотреть

Церковь грешников. Архимандрит Варнава (Ягу)

Смотреть

Райский сад. Ганс Христиан Андерсен

Смотреть

Житие святителя Спиридона Тримифунтского. В пересказе для детей

Смотреть

Полынь скитаний. Ольга Рожнева.

Смотреть

Вместе тесно, а врозь скучно. Советы для гармоничной совместной жизни. Архимандрит Андрей (Конанос)

Смотреть

Радуйтесь! Надежда Тузинайте

Смотреть

Негасимый свет. Священник Димитрий Шишкин

Смотреть

Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”)

Смотреть

Царь. Книга о святых царственных страстотерпцах.

Смотреть

Родители и дети. Архимандрит Симеон (Крайопулос)

Смотреть

Видимое невидимое. Александрина Вигилянская

Смотреть

Календарь-2019. Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века

Смотреть

Тихие воды последней пристани. Архимандрит Иов (Гумеров)

Смотреть

Моя первая исповедь. Протоиерей Артемий Владимиров

Смотреть

Мужики, мужики… Протоиерей Андрей Ткачев

Смотреть

Там, где всё настоящее

Смотреть

«Несвятые святые» и другие рассказы

Смотреть
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить