Источник: Православие.ru
Во всех жизненных обстоятельствах нам надо помнить: решение, которое мы найдем, не всегда приятно, но оно, без сомнения, всегда полезно. И еще: не всё, что приятно, является решением. Мы хотим расслабляющего нас решения. «Пусть Бог решит мои проблемы, но чтобы сложилось всё так, как я хочу!» – говорим мы.
Кто-то написал мне: «Я должен выучить 200 слов и составить из них фразы. Скажи, что мне делать, дай мне какое-нибудь решение!» Я ответил ему: учи! Решение заключается в том, чтобы ты упражнялся. Снова и снова. Чтобы дошел до грани усталости, но не перешел ее, не переутомился. Чтобы ты продвинулся, насколько можешь, вперед, устал, и тогда ты принесешь плод, и будет результат. Это измотает, но не существует другого решения для того, кто идет на приемные экзамены, для того, кто читает и устает. Это полезно для души, но неприятно нашему нраву. Приятно нам то, что расслабляет. Нам хочется отдыхать, сидеть, смотреть телевизор – это приятно. А когда надо читать по 4–5 часов и выполнять домашнюю работу, это утомляет.– Я должен выучить 200 слов. Что мне делать?!
– Учи!
Потому я и говорю, что решение, которое Бог иногда дает нам, приходит нам от Него, но нам не нравится, потому что оно неприятно. Оно немного болезненно. Оно немного трудно, а мы привыкли к подаркам и всегда связываем их с приятным чувством и говорим: а какой подарок сделал мне Бог?
И, несмотря на это, всё – дар. Всё, что Бог дает нам в ответ на то, о чем мы молимся, – идет нам во благо. Ничего, что мы поплачем. В тот час, когда плачем, мы хорошо делаем, что плачем, у нас есть право на это, но через месяц, через год мы будем вспоминать этот плач и говорить: «Ничего, что я плакал; я плакал потому, что был тогда упрямым. Случившееся со мной, по сути, было благом, это было для меня, это помогло мне, растопило в моей душе пристрастия, болезненные состояния, путаницу в душе. Бог стряхнул их с меня, и всё сложилось к добру, хотя мне было больно и я в тот момент плакал».
Эйнштейн сказал нечто весьма хорошее: ум, создающий проблему и путаницу, не может сам решить ее. Мне это очень понравилось. Иногда запутываешься в собственном уме и оказываешься в ступоре. А тот ум, который запутался, не может сам решить проблему, потому что он ее и создал. Значит, что нужно? Другой ум. И это ум Христов, ум Христовых людей, ум какого-нибудь нашего друга или подруги, более просвещенный и более быстрый в данный момент.Ум, создающий проблему и путаницу, не может сам решить ее
Иногда у нас бывают трудности, мы запутываемся и сами пытаемся их решить. Но не получается. Например, одна девушка писала мне о лекарствах, которые она семь месяцев не принимала, и всё писала и писала, а я ей не отвечал, потому что, если ответишь, начнется бесконечный диалог. Всё начинается с одного: «Здравствуй, мне не хотелось бы тебя утруждать!» — и так проходят два часа. Я сказал себе, что подожду, прежде чем писать ей. Она мне написала: «Я не принимаю лекарств, думаю, что… – и так далее, а в конце пишет: – Думаю, единственный выход – это разойтись с тем человеком, который со мной, или покончить жизнь самоубийством!»
То есть естественно, что она это сказала: ведь ее ум был запутан, и она не могла сама найти решения.
Потому мы и встаем, пусть немножко и через силу, идем и говорим: «Прошу вас, отче, скажите мне что-нибудь, помогите мне». Мы идем к нашему духовнику. Или к какому-нибудь человеку, своему другу, христианину, которого можно спросить: «Как ты смотришь на это? Это нормально, или мой ум затуманился и я не нахожу решения, потому что запутался?»
Идите к своему духовнику, чтобы он прочел над вами разрешительную молитву, отпустил вам грехи, а не для бесконечных разговоров.
Когда я стал священником и начал исповедовать, то есть когда архиепископ прочел над нами специальную молитву, был один игумен в монастыре Оропо, и он сказал мне: «Да пребудут мои молитвы с тобой! Теперь ты, как духовник, будь осторожен с женщинами! Как бы они не свели тебя с ума!» Я сказал ему: «Совершенно исключителен этот совет!» Здравствуйте! Мы стали духовниками, и чтобы мне сказали такое? Я сказал себе: «Совершенно исключительным кажется мне этот игумен». Так я сказал себе тогда. А сейчас говорю: Пресвятая Богородице, даруй ему долгих лет жизни! Он знал, что говорил, потому что сам испытал это. Кто сам испытал, тот знает и учит других. Он сказал мне эти слова: «Смотри, как бы они не свели тебя с ума!»
Итак, мы идем к духовнику или к каким-нибудь другим людям – потому что некоторым не исповедь нужна, а разговор. Давайте не путать этих вещей. Духовник исповедует, но у исповеди нет цели – подробно обсудить с ним всю твою жизнь. Давай объясню тебе это по-другому.Некоторым не исповедь нужна, а разговор. Давайте не путать этих вещей
Психоаналитик или психолог держит тебя 45 минут, ты говоришь, говоришь, затем суешь руку в карман и протягиваешь ему 50 евро. А тут по-другому. Потому что это работа другого сорта. Духовник исповедует, выслушивает грехи, и если бы надо было выслушивать каждого по часу, то ему пришлось бы исповедовать в день по два-три человека, чтобы всё это выдержать. Но у аналоя ждут не двое-трое, а гораздо больше людей, и всем нужно время. Конечно.
Однако некоторым нужен не духовник, а человек, перед которым можно было бы раскрыть свою душу, а это мы прекрасно можем сделать в какой-нибудь хорошей компании, в семье друзей, с хорошим другом, открыться ему и поговорить. Кто делает это, те находят и утешение, и решение своих проблем. Кто-то сказал мне: «Отче, я рад, что у меня есть хорошие друзья, и когда у меня возникает какая-нибудь путаница и ум застопоривается, я иду к ним, чтобы поделиться проблемой и помочь себе».
Но скажу вам и другое. Другой не даст тебе готового решения. Не ищи решения ни у духовника, ни у друга: ты сам должен принять решение, касающееся твоей жизни и твоих проблем. Очень легко отфутболить мяч, у нас есть такая привычка – отфутболить другому мяч и сказать: «Отче, что мне делать? Скажите мне! Принимать это решение или не принимать?» Да, но если я скажу тебе: «Не принимай его», – а через несколько лет случится что-нибудь со здоровьем, появятся душевные проблемы, болезни, пятое, десятое, тогда ты будешь говорить себе: «Он сказал мне, и я принял его!»Не ищи решения ни у духовника, ни у друга! Ты сам должен принять его
Что бы ни случилось, ты будешь кивать на меня. А ответственность должна принадлежать тебе. Это очень важно.
Христос пришел на землю, чтобы мы научились ступать собственными ногами и искать у нашего духовника прощения наших грехов, просвещения, чтобы по его молитвам очистился наш ландшафт. Когда туман и облака исчезнут, ты будешь видеть всё ясно и примешь решение.
Ты говоришь: «Я хочу сделать то-то и то-то!» Не я буду говорить, что тебе делать. Потому что таким образом мы не воспитываем зрелых людей во Христе, а «больных» людей, которые всё время спрашивают: «Скажи мне, что делать? Отче, какую машину купить? “Тойоту Ярис” или “Фиат”?.. Я решил в конце концов: возьму “Фиат”. Но серебристый или белый?»
Я слышал о невероятных случаях, когда обо всем спрашивают решения у других. Но это для монастыря, где монахи по 24 часа в сутки вместе, они вместе живут, вместе едят, обитают в одной среде, и их жизни переплетаются. А здесь, в миру, каждый не может спрашивать духовника обо всем, чтобы тот решал его проблемы. Научись молиться, чтобы Бог просветил тебя.Научись молиться, чтобы Бог просветил тебя
Тут мы подходим к другому серьезному вопросу: «Хорошо, но если я сделаю что-то и выйдет ошибка?» Если выйдет ошибка? Тогда у тебя получится то, что получалось у всех людей. Что? Ошибка. Почему ты так боишься ошибки? «А если я совершу ошибку…» Я не говорил тебе, чтобы ты совершал ошибку. Я просто объясняю, что в жизни никто не учится чему-то, не совершая ошибок. Никто.
В доме, где я живу, есть девочка, которая играет на пианино. Я знаю момент, когда она не на ту клавишу нажмет. Есть одно место, где – динь, динь, дин-н-нь! – она пропускает одну ноту, и каждый раз я говорю себе: «Ну давай, девочка моя, научись играть это место правильно!» Потому что если ты делаешь это пять месяцев, тебе, наверно, пора уже выучить это.
В начале пути мы будем делать и ошибки. Мать, когда видит, что ее ребенок выводит буквы в начальной школе, не ругает его, если он пишет ужасно, неправильно и всё марает, потому что говорит: «Он ребенок, он сейчас будет учиться, будет и ошибки делать». Важно то, что он прикладывает усилия, не сидит просто так, что он активен, берет жизнь в свои руки и борется.
Ты сделай что-нибудь! Даже если это будет ошибка, ты делаешь это не для того, чтобы оно стало ошибкой. Твое желание таково, чтобы это оказалось добром, – если же оно окажется ошибкой, пусть Бог просветит тебя, чтобы ты вовремя понял это и вернулся назад.Сделай что-нибудь! Даже если это будет ошибка, ты делаешь это не для того, чтобы оно стало ошибкой
Это мне сказали в одном монастыре, потому что я тогда ни жениться не женился, ни монахом не становился, а всё сидел и ждал. Один духовник сказал мне:
– Ты стоишь на одном из путей, перед тобой пять дорог, и ты ищешь решения. Так чего ты дожидаешься?
Я сказал:
– Я должен сделать самое хорошее! Я хочу сделать такой выбор, который будет самым лучшим решением.
– А кто ты такой, чтобы делать самое лучшее? То есть 6 миллиардов людей на планете Земля постоянно рискуют, теряют, выигрывают, а ты хочешь, чтобы у тебя всё было совершенным?
– Так что же мне делать?
– Иди по одному из пяти путей, лежащих перед тобой, решись и скажи: «Я пойду этим путем!» И если он ошибочен и ты почувствуешь это, то развернешься – то есть еще до того, как отправишься в путь. А если выберешь его и пойдешь по нему, то уже иди вперед. Если он ошибочен, то ты будешь идти с одной ошибкой.
Что делать? В жизни мы совершаем ошибки. Я купил дом, в котором сыро, и т.д. Можешь ли ты поменять его? Да. Поменяй. Не можешь? Оставайся там. Ты не выдерживаешь? Тогда переезжай. Но найди какое-нибудь решение в этом своем затруднении.
В любом случае не трясись перед ошибкой. Бог не смотрит строго на людей, прилагающих усилия. Вы видели, что сказал Христос той бедной вдовице? (См.: Мк. 12: 42–43) Денег, которые она опустила в ящик для пожертвований, было так мало, что они не решали ничего, потому что этими монетами не решалась экономическая проблема бедности, но Христос сказал не это, а: «Я смотрю на ее сердце, она положила в ящик от избытка души. Она положила больше всех, сделала самое лучшее из всего, что могла».
Это я могу, пусть просветит меня Бог, чтобы это оказалось хорошо. А брак – это лотерея, и монашество – лотерея. И жениться, и безбрачная жизнь – это как выйдет. Никто не может с уверенностью сказать: «Это у тебя выйдет хорошо». Откуда я знаю? Так что каждый может делать, что хочет, – своей ценой.
У меня есть дядя, который был не слишком церковным человеком, и пару лет тому назад он говорит мне:
– Отлично! Сейчас, когда ты уже устроился, тебе пора и жениться! Ты нашел работу, стал попом, преподаешь в школе. Отлично!
Я ему сказал:
– Но, дядя, это не получится. Поезд уже ушел!
– Как, действительно?
– Да!
– О-о-о, дитя мое, то, что ты сделал, это очень серьезно!
Какие решения давали святые? Некто пошел к старцу Порфирию и спросил о своем родственнике, продолжать ли ему принимать лекарства-антидепрессанты. Он спросил его, каким будет решение: принимать лекарства или перестать?
Потому что в Церкви некоторые говорят: «Я здесь нашел всё, я не хочу ничего другого. Бог лечит меня от всего!» То есть если он сломает ногу, то идет к Богу, когда головная боль – идет к Богу, проблемы с желудком – всё к Богу. Преподобный старец Порфирий, однако, говорит:
– Скажи своему родственнику, пусть продолжает принимать их, потому что не может быть решения без лекарств.
У Богом озаренных людей была уравновешенность, они не бросались в крайности. Они не говорили: «Брось лекарства, обращайся только к Богу!» – потому что лекарства Бог дал.
Второе. «Мой ребенок запутался. Какое решение мне найти? Начать кричать на него, ругаться?» Наши обычные решения – это панические решения. Решение, которое мы находим, принято нами в тревоге и стрессе. А результат таков, что, когда ты в стрессе, ты всё делаешь неверно. Святые же, которые были просвещеннее нас, не делали столько грубых ошибок.Наши обычные решения – это панические решения
Какие бы решения мы ни принимали, мы поймем, годятся ли они, по результатам, то есть не по тому, что мы говорим, а по тому, каков плод. Невозможно, чтобы мы говорили хорошие слова, а в доме царил разлад, были нервы, ссоры, чтобы мы не разговаривали друг с другом, но твердили: «Я в любом случае говорил правильно!» Чтобы нашлось решение, твое поведение должно быть хорошим.
Святые давали советы каждому человеку в отдельности. Один нуждается в этом лекарстве, другой в другом, третий в аспирине, четвертый в операции, а пятый в трансплантации органов за границей. У всех не одно и то же. И мы должны говорить это: «Боже, просвети меня, какое решение мне принять!»
Чтобы Он мог нас просветить, мы должны войти в себя: где-то в глубине нашей души нет нерешенных проблем. Запомните это: человек, который молится, входя в глубину своей души, увидит там состояние полного спокойствия, где все проблемы решаются.
Все наши проблемы – внешние. Всё это на периферии души. Христос говорит: «Не бойтесь людей, которые смущают вас внешне и могут предать на смерть, потому что они вам ничего сделать не могут» (См.: Мф. 10: 28). Внутри вас есть сад, там, где находится Святое Крещение, где Святой Дух, где полный покой и полное умиротворение. Не знаю, сколько раз в день вы заходите в этот сад. То есть, когда сидишь на диване, в кресле, на кровати, надо закрывать глаза и убегать от стресса, который причиняет тебе рассудок, потому что не душа причиняет стресс – у души в ее глубинах нет стресса, там тихое море, там Святой Дух, – а помыслы, рассудок несут стресс.
Рассудок сводит человека с ума. Когда мы выступим за пределы рассудка и остановим свои мысли, – кто ощущает это даже на несколько секунд, те чувствуют себя так, словно поехали в путешествие на Гавайи, то есть исключительно прекрасно, ничего на них не давит, всё исключительно хорошо. Как влюбленный, которому говоришь: «У нас экономический кризис», – а он отвечает: «Какое мне до этого дело! Я влюблен». «Когда я целую девушку, – говорил один человек, – кризис меня не интересует. Я где-то в другом месте».
Вот это «в другом месте». Когда мы почувствуем это «в другом месте», тогда решения будут приходить легче, потому что мы будем в контакте с «каналом коммуникации» с Богом, а им является именно молитва. Не знаю, сколько времени вы с утра до этой минуты молились, не знаю, сколько вы молились на святой Литургии, на которую ходили, – ведь ты можешь ходить в церковь, а ум не желает умиротвориться и всё думает о проблемах, волнуется и думает о чем-то другом. Однако все проблемы решатся, и если не решатся в этой жизни, то придет конец, и он их решит. Поймите это.
У одного человека была теща, которая много говорила, и решения этому не находилось. Она говорила-говорила-говорила и не останавливалась. Когда она умерла, под ее именем написали: «Наконец умолкла такая-то». Человек, написавший это, сказал себе: этому нашлось решение. То есть теми или другими путями, но решение непременно придет.
Некоторым людям, которые ругаются между собой, моим родственникам, и ищут решения этой проблемы, я говорю: «Ну, чадо мое, подумай о том, что когда-нибудь придет конец, и ты будешь об этом жалеть. Пойми, что человек, с которым вы ругаетесь, однажды уйдет из этой жизни, и ты потом будешь говорить себе: “Ну почему же мы не помирились?” Поэтому найдите какое-нибудь решение этому».
Никто не может реально помочь нам в том, что мы должны сделать сами. Другие нам помогают, но давайте главную роль в своей жизни мы сыграем сами. Пусть каждый находит решение в своем борении. Ведь решение есть у всего.
Перевела с болгарского Станка Косова
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.