Устав неядения?

Источник: Нижегородская митрополия

Что объединяет проблемы современной молодой православной семьи? Дети, пост и причастие. И сколько ни говори на эту тему, вопросы продолжают возникать. Ведь опыт церковного становления у всех разный: в каких-то семьях живут традиции старших поколений, какие-то с нуля начинают свой духовный путь. С какого возраста «по уставу» должны начинать поститься дети? Какие для них есть послабления? Можно ли кормить до службы? До причастия? Если можно, то за сколько времени? Кто-то начинает отучать маленького христианина от привычного завтрака, но возникает проблема: ребенок не может дождаться конца утренней службы и от голода начинает сильно плакать…

img26-500.jpg

Курс на дисциплину

Чтобы не растеряться среди многочисленных обстоятельств, для начала выделим главное. Наверное, каждый человек сознает, что его больше притягивает плотская жизнь, чем чисто духовные радости. А своим не всегда благочестивым, сомнительного качества поступкам или развлечениям мы находим рациональные оправдания. Редко встретишь человека, который бы себя не оправдывал. Не ходим в церковь? — Так потому, что много дел и забот. Не читаем молитвы? — Так устаешь на работе! Не соблюдаем пост в среду и пятницу? — Так в столовых нет постной пищи.

Пост помогает оценить свои духовные силы. Еще раз проверить себя, насколько я готов бороться за свою душу, освящать ее, поднимать над мирским, над суетным.

Иногда у человека, особенно у того, кто, войдя в Церковь, не оставил за ее оградой свое «а я считаю», возникает недоумение: почему мы должны ограничивать себя в еде? Вот и слышишь: «А я считаю, что достаточно чаще ходить в храм, больше молиться, чем изнурять себя голодом».

Опытные подвижники в один голос заявляют: тот, кто усмирит чрево, способен усмирить и все остальные свои страсти. Нелишне вспомнить и русскую пословицу, которая гласит: сытое брюхо к ученью глухо. Это действительно так. Когда мы сыты, притупляется интеллект, снижается критичность и гибкость мышления.

Человек, напоминает нам Церковь, — существо иерархичное. И если изначально, до грехопадения, основу человека составлял дух, которому подчинялись душа и тело, то после изгнания из рая иерархия изменилась на противоположную. Плотские вожделения стали гораздо важнее духовных потребностей. Вот для того, чтобы дух возвысить, плоть святые отцы советуют «умерщвлять», то есть уменьшать ее силы. И речь здесь идет вовсе не о голодовке. Разве не замечали, как хочется после сытной трапезы поспать, потом поразвлечься, и так далее до бесконечности? А когда тело менее «напитанное», тогда и плотские страсти начинают понемногу утихать.

Лазейки для угождения плоти

До тех пор пока благочестивые традиции не были нарушены многолетним периодом отпадения общества от Церкви, различий в «детском» и «взрослом» посте не было. Родители постились — и дети тоже. Потому что постилась вся семья. Ребенка приучали к посту сразу, как только он переставал питаться материнским молоком. Считалось, что если с самого начала не приучишь, то потом уже будет сложнее.

Сегодня для родителей-новичков, робко входящих в религиозный мир, где темпо-ритм, календарь не соответствуют мирскому образу жизни, понуждение детей к посту часто кажется насилием над маленьким человеком.

Церковь в лице священнослужителей нисходит к болезням и немощам своих верных чад и в каждом конкретном случае находит меру послабления каждому, кто искренне хочет потрудиться, но в силу или отсутствия опыта, или состояния здоровья грешит «нарушением поста, или постных дней». Зная об этом, многие православные не для себя, так для детей изыскивают лазейки для приспособления устава к индивидуальным «плотским пожеланиям». Тем не менее, нынешним родителям-христианам нужно понимать, что, лишая детей поста в той или иной форме, они лишают их оружия против страстей и бесовских нападок, которыми мир и тогда, и сейчас буквально наполнен. Лишают навыка противостояния им.

Кстати, преподобноисповедник Севастьян Карагандинский (Фомин) предуп­реждал равнодушных к посту: «За несоблюдение без причины постов, придет время — постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи».

Не цель, а средство

Хорошо это или плохо, но на вопрос, с какого возраста поститься детям, устав Церкви ответа не дает. Рекомендации же на этот счет исходят из личного опыта священника и индивидуальных обстоятельств его прихожан. Некоторые духовники полагают, что с 4–5 лет ребенок уже может держать пост. Но о каком посте идет речь?

Отличие детского поста от поста взрослого человека — в восприятии пищи, в отношении к ней как таковой. У детей иные пищевые ценности. Вот почему духовники рекомендуют им воздерживаться прежде всего от сладостей. Для многих юных христиан подвигом поста будет воздержание от любимого лакомства. Что до мяса, яиц, молока — им и дела-то нет до них, следовательно, духовного смысла в исключении этих продуктов из рациона для маленькой личности нет.

Итак, к примеру, во время поста ребенку можно предложить не есть мороженое, шоколадные конфеты, не смотреть телевизор. Потренировавшись таким образом, можно постепенно переходить на «взрослые» формы поста.

При решении начать поститься «по-настоящему» следует учитывать как состояние здоровья, так и — опять же — индивидуальные особенности ребенка. Если с семи лет он, как положено, приступает к исповеди, то в этом возрасте можно ожидать и исполнения более полного, сознательного поста. Хотя и тут негастрономические искушения будут едва ли не преобладающими.

В любом возрасте ребенка необходимо наставлять в том, что пост — это ограничение не только в еде. Важная и непростая задача, которую должен поставить перед собой маленький человек во время поста, — ограничить развлечения. Однако отказ от просмотра развлекательных телепередач, компьютерных и мобильных игр — это не цель, а средство. Для чего? Для достижения внутренней собранности, видения и понимания своих дурных поступков и наклонностей, способности молиться.

Преодолеть свой интерес, свою страсть к развлекательным возможностям многочисленных электронных приборов, доступных сегодня даже младенцам, современному человеку, как показывает практика, даже взрослому очень трудно. А почему? Уже привык, «подсел».

Что же делать, если отказаться невозможно? Как говорится, «не получается»? Не сдаваться, найти в себе силы ограничивать себя до двух, до одной телепередачи, сдерживать свое желание, когда «рука потянется» к сотовому телефону (планшету, компьютеру) в неурочное время. Обо всем этом следует напоминать и себе, и ребенку, добавляя, что, когда мы постимся в еде, но не молимся, не ходим в церковь, не пытаемся вести посильную духовную работу, не помогаем ближним, то такой пост утрачивает смысл и превращается в одну из форм диеты.

Кормить ли ребенка перед причастием или «заставить его мучиться», как иногда представляют сердобольные родители, тоже однозначно не ответить. Родители сами должны решать этот вопрос, но желательно с помощью священника храма, прихожанами которого они являются. Скорее всего, вам скажут, что кормить малышей перед причастием можно, но чем раньше приучать к воздержанию и терпению, тем лучше. Самое же главное — помочь ребенку, который до сознательного возраста не отличает Тело Христово от обычной пищи, «увидеть» необыкновенность того, Что дает батюшка в «ложечке».


Источник: Нижегородская митрополия

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить