Святитель-просветитель, за Православие воитель

О митрополите Петре (Могиле; † 1646)

Священный Синод Украинской Православной Церкви в 1996 году причислил Киевского митрополита Петра (Могилу; † 1646) к лику местночтимых святых, а через 9 лет по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его имя было внесено в общий месяцеслов. Кроме почитания в Русской Православной Церкви о святителе Петре (Могиле) существовала и продолжает существовать добрая память в ряде стран, в которых трудились воспитанники новых православных школ и распространялись книги, изданные трудами и содействием Киевского святителя.

1. Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий.jpg
Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий
Преподобный Амвросий Оптинский высоко ценил «Православное исповедание» святителя Петра
У митрополита Петра (Могилы) как при жизни, так и после смерти были недоброжелатели. Ему пришлось в 1632–1633 годах выбирать между легализацией православной иерархии в Речи Посполитой и смещением «на покой» предыдущего митрополита Исаии (Копинского; † 1640). Были конфликты с монашествующими, представителями братств, казаками… Но были у него и сподвижники, и почитатели. К примеру, во второй половине XVII – XVIII века в Киевской митрополии была традиция называть мальчиков в честь святителя. Так, великий возродитель монашеского умного делания и организатор монастырского общежития Паисий Величковский при рождении был назван Петром. В ХIX веке преподобный Амвросий Оптинский высоко ценил «Православное исповедание» святителя Петра (Могилы). В ХХ веке Киевского святителя хоть и критиковали, но отмечали и положительные стороны его церковно-административной и духовно-просветительской деятельности.

Деятельность митрополита Петра (Могилы) продолжает интересовать многих и нередко вызывает споры. Поэтому вопрос о святости жития Киевского митрополита очень актуален.

1. Петр Могила в 29 лет принял монашество, отказавшись от перспективной военной и политической карьеры (в Речи Посполитой, а возможно, и в родной Молдавии) в пользу всецелого созидания вечной блаженной жизни. Такой поступок представителя молдавского боярского рода – сына господаря Молдавии Симеона († 1607)[1] – одушевил православных, которых многие в Речи Посполитой считали последователями религии «вымирающего» поколения. Его житие в качестве монаха было преисполнено постоянных трудов на ниве церковно-административной деятельности, духовного просвещения и личного подвига. Быть может, он потому так рано и умер, поскольку «горел» для Церкви, как пламенная свеча.

2. Киево-Печерская лавра. Гравюра, XVII век.jpg
Киево-Печерская лавра. Гравюра, XVIII век
Деятельность святителя Петра подняла престиж Православия и воодушевила православных к духовной жизни

2. Большие административные дарования молодого человека, перетекшие в духовную плоскость, принесли прекрасные плоды не только для Киевской митрополии, но и для ряда других стран и народов. В начале деятельности Петра (Могилы) многие униатские и иезуитские проповедники небезосновательно описывали упадок церковной дисциплины и духовного благочестия в православной митрополии; этим они подкрепляли свои заявления о «неблагодатности» Православной Церкви, чем смущали многих, даже грамотных и образованных. За 20 лет подвигов Петра (Могилы) в качестве архимандрита Киево-Печерской Лавры и Киевского митрополита православных уже не обвиняли во всевозможных грехах, связанных со слабой церковной дисциплиной, отсутствием организации духовно-просветительской жизни. Священники начали получать все необходимое для должного несения их высокого служения: пастырский пример и наставление, образование, книги, защиту от произвола инославных шляхтичей и магнатов. Были введены благочестивые традиции (некоторые из них устоялись в Киевской митрополии до нашего времени: совершение в Великий пост Пассии с чтением Евангелия и Акафиста Страстям Христовым, особенно торжественное и благолепное совершение Божественных служб). Церковно-административная активность привела к тому, что Православие стало уважаемой религией в Речи Посполитой, были возвращены и обустроены храмы, монастыри и целые епархии; униатские деятели перешли от конфронтации к предложениям «мирных переговоров».

3. Святитель Петр (Могила) много сделал для развития православного образования и науки (в том числе богословия). Он своим примером засвидетельствовал, что студии в западноевропейских университетах не только дают познание во многих науках, но также могут способствовать укреплению православной веры. Основанные им Киево-Могилянская школа, Винницкий (позже в Гощи) и Кременецкий коллегиумы воспитали новое поколение православных церковнослужителей и богословов. В 1629 году была одобрена книга Петра (Могилы) «Леітургіаріон» – служебник, исправленный по греческим источникам и снабженный объяснениями Литургии. В 1631 году напечатана «Триодь Цветная» с объяснением церковных песнопений. В том же году издан сборник его поучений под названием «Крест Христа Спасителя и каждого человека». В 1640 году в киевской Святой Софии был проведен Собор, который, кроме вопросов богослужебного характера и об улучшении духовной жизни в монастырях, рассмотрел «Православное исповедание», составленное святителем совместно с первым ректором Киевской школы игуменом Исаией (Козловским; † 1651). Новый православный катехизис был поддержан патриархами, в том числе Московскими, и, как уже упоминалось, имел огромное влияние на последующую историю православных народов. В 1646 году появился на свет «ΕΥΧΟΛΟΓΙΩΝ, албо Молитвослов, или Требник», включавший чинопоследования семи Таинств и принятия в Церковь иудеев, язычников, еретиков; чины различных освящений: воды, церквей, монастырей, домов, церковных вещей и др.; особые пояснительные и поучительные, как пастырям нужно поучать своих пасомых.

3. Евхологион или Требник Петра Могилы, 1646 год.png
Евхологион или Требник Петра Могилы, 1646 год

Со времен святителя Петра (Могилы) некоторые представители иных христианских конфессий начали переходить в Православие, что само по себе является высоким показателем церковно-просветительской деятельности киевского святителя. Нужно понимать, что в то время развитие образования и гуманитарных наук в Европе было связано с деятельностью Католической церкви (а также протестантов). Поэтому использование европейского опыта приводило к тому, что православные образование и богословие были внешне подобны католическому. Но мировоззрение святителя-просветителя, включавшее знание греческих трудов, было синтезом смелых православных ответов на вызовы, связанные с совершенно новыми культурными и интеллектуальными условиями, имевшими место в тогдашнем мире. За «латинское пленение» православного богословия несут ответственность те, для которых традиции отцов Восточной Церкви по разным причинам перестали быть актуальными.

4. Святитель Петр (Могила) был милостивым. Он своей жизнью доказал, что, найдя евангельскую жемчужину – символ Царствия Небесного, – можно и нужно отдать все земное. Он хоть и бежал из своей родины, но в Речи Посполитой у него были влиятельные родственники[2], так что даже в новой стране имений имел он немало (в Белзском и Киевском воеводствах). Еще будучи архимандритом, он щедро жертвовал на храмы и построил богадельню при Киево-Печерской Лавре. Фактически он все свое основное имущество «вложил» в Киевскую митрополию. Пользуясь славой бескорыстного мецената, он также получал пожертвования на реставрацию и строительство храмов, в том числе от московского царя и других состоятельных лиц тогдашней Российской державы. Многие обители и церкви сегодняшней Украины обустроены стараниями святителя Петра (Могилы). Немалое количество храмов разных стран от Адриатики и Эгейского моря до Северного Ледовитого океана безвозмездно получили от святителя книги, написанные и напечатанные им и его подвижниками. Даже архивы такой страны, как Венгрия (где очень мало православных), хранят книги времен Петра (Могилы).

4. Святитель Петр (Могила).jpg
Святитель Петр (Могила)
Святитель Петр не допустил раскола в Киевской митрополии

5. Он был миротворцем и не допустил раскола в Киевской митрополии, хотя ему пришлось решать очень тяжелые задачи. Несмотря на некоторые жесткие меры в административной жизни Церкви, при наведении дисциплины среди духовенства ему удавалось находить компромиссные решения в реализации поставленных задач. Он сумел найти общий язык с братскими организациями, которые выступали за реформирование Церкви и увеличение роли мирян в ней. Братское движение было направлено в русло просветительской и церковно-общественной деятельности. Показательный пример этому – Киевский коллегиум, который возник как слияние Братской школы с Лаврской школой Петра (Могилы). Бывший военный, а теперь воитель за Православие не побоялся конфронтации с казачеством и не дал возможности его лидерам использовать Киевскую митрополию как «разменную монету» в противостоянии новой украинской элиты с центральной властью и магнатами Речи Посполитой. Также он предпринял попытку примирения с митрополитом Исаией (Копинским) в 1637 году.

Почитание и канонизация владыки Петра (Могилы) засвидетельствовали, что Церковь благословляет все смелые действия своих чад, направленные на укрепление и процветание Православия.



[1] Господарь – титул правителя Молдавии и Валахии, по статусу приблизительно равный «князю». Отец Петра был господарем Валахии с перерывами в 1600–1602 годах и Молдавии с 1606 до предположительно насильственной смерти в 1607 году.

[2] Родственниками митрополита Петра (Могилы) в Речи Посполитой, к примеру, были князья Самуил Корецкий († 1622) и Михаил Вишневецкий († 1616).

Василий Кононенко 24 января 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить