Достойны ли мы называться последователями новомучеников?

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), настоятель первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора Мюнхена, – о том, как быть чадами новомучеников, а не новыми гонителями Церкви Христовой.

1. Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт).jpg
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт)

Русская Православная Церковь Заграницей прославила новомучеников и исповедников Российских в 1981 году. Народ Божий и за границей, и в самой России долгие годы, десятилетия просил об этом. Много было недоумений, пока мы не достигли того момента, когда это прославление состоялось. Мы знали, что это наш долг перед новомучениками, перед Богом, перед Церковью, перед верующими.

Церковь в России в те годы еще не имела свободы высказываться и тем более прославлять святых страдальцев. Многие даже из иерархов Церкви называли их «политическими преступниками». Это показывает, насколько Церковь была пленена. По сей день даже внутри Церкви по-разному относятся к подвигу новомучеников.

Церковный народ знал, что прославление отверзет Небо и по молитвам святых новомучеников ниспошлет на многострадальную Россию спасительную Божию благодать

В те годы нам из России писали и просили, чтобы мы, находящиеся на свободе, прославили святых новомучеников, потому что церковный народ знал, что такое прославление отверзет Небо и по молитвам святых новомучеников ниспошлет на многострадальную Россию спасительную Божию благодать, которая все возрождает, все отрешает и приводит к обновлению жизни. Многие верующие здесь, за рубежом, и в самой России нуждались в молитвенном предстательстве святых новомучеников и исповедников Российских.

Мы обязаны были свидетельствовать о страшных гонениях на Церковь. Святые новомученики, подвергнувшись страшным казням и пыткам, не отреклись от Христа ни словом, ни жизнью; не покорились сатанинской идеологии, которую гонители Церкви желали насаждать с тем, чтобы искоренить из сердец русского народа Христа.

Над Русской Церковью Заграницей – малой, как бы незначительной частью Русской Церкви – издевались, когда мы прославляли новомучеников. Даже в нашей собственной среде возникали разногласия: «Надо ли канонизировать всех новомучеников? – спрашивали нас. – Не надо ли тех или иных, прежде всего Царских мучеников, исключить из этого сонма?» Страшные споры! Они грозили разделить нашу Церковь.

Когда мы на Архиерейском соборе в Нью-Йорке читали списки имен и краткое описание страданий, через которые прошли эти новые мученики, мы не могли слушать все это без слез, без внутреннего содрогания ввиду нечеловеческой злобы и жестокости мучителей, что были запечатлены в этих житиях.

Все мучители, часть коих и по сей день среди нас, были воспитаны в христианском обществе, все они изучали Закон Божий в школе, некоторые даже окончили духовную семинарию и стали такими врагами Церкви! Они видели чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского и слышали его проповеди, в которых он предупреждал именно об этих грядущих мучениях всей Русской Церкви. Все видели, в какой нищете жили сельские священники, но ополчились на них, убивали зверским образом.

Нет такого мучения, такого издевательства и такого сатанинского глумления над человеком, которым бы не подвергли новомучеников

Нет такого мучения, такого издевательства и такого сатанинского глумления над человеком, которым бы не подвергли новомучеников. Каждому из нас обязательно надо читать их жития, знать об их кончине, о страшных пытках, которым они подвергались. Нет ни одного уголка России, который не был бы пропитан мученической кровью за этот прошедший век.

Но и теперь в России немногие прозрели. Обратившихся небольшое количество по сравнению со всем населением великой страны. Во время Архиерейских соборов я неоднократно останавливался в Сретенском монастыре на Лубянке, где пострадали десятки, сотни тысяч верующих. На месте их страданий создан храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Но в целом в России верующих – незначительное по сравнению с общей численностью населения меньшинство.

В XIX веке казалось, что вера в Российской державе иссякла, – достаточно почитать классиков русской литературы того предреволюционного столетия. Но даже богоборцам, захватившим власть в разоренной империи, не убить было веру в русском народе. Многие продолжали тайно крестить своих детей и внуков. Безбожная власть наконец пала, и вновь в России строят новые и восстанавливают разрушенные храмы, народ стал приходить в Церковь.

2. Престольный праздник в кафедральном соборе Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене.jpg
Престольный праздник в кафедральном соборе Новомучеников и исповедников Российских
и святителя Николая в Мюнхене

Каждый новый Архиерейский собор Русской Православной Церкви занимается темой увековечивания памяти новомучеников и исповедников Российских. Многое еще сокрыто, архивы закрыты, потому что и в нынешней власти есть силы, которые не желают, чтобы знали правду о тех страшных пытках, что совершались в подвалах службы, уничтожающей верующих. В каждой епархии сегодня созданы комиссии по прославлению новомучеников, им посвящают храмы, школы. Благодарение Богу за эту милость.

Но одновременно мы должны спрашивать себя: смеем ли мы, достойны ли мы называться последователями новомучеников? Увы. Многие из нас – многие из тех немногих, кто ходит в Церковь, – с легкостью забывают о Христе в ежедневной жизни, забывают о Церкви и тем самым предают Церковь. Не тем даже, что выступают с какими-то хульными речами – не этим предаем Церковь, нет, а тем, что мы практически ничем не отличаемся от людей нецерковных или неверующих.

Нас не надо гнать, мы уже сами совершаем гонения на Церковь Христову в своих сердцах, своими действиями, своими грехами

Наша жизнь должна свидетельствовать, чьи мы чада. Мы просвещены церковным благовестием, однако нередко ведем себя хуже большинства нецерковных людей. Нас не надо гнать, мы уже сами совершаем гонения на Церковь Христову в своих сердцах, своими действиями, своими грехами. Мы уже и так благополучно учиняем сатанинское дело тем, что, неся на себе кресты, посещая храмы, очень часто не исполняем своего христианского долга. Мы не проповедуем своей жизнью Христа, а это наша задача. Без этого мы – не христиане и не чада новомучеников. Мы сами оказываемся так или иначе гонителями Церкви Христовой в своем сердце, не отдавая себе в этом отчета.

Великий праздник святых новомучеников и исповедников Российских – престольный и для нашего первого во всем мире храма, посвященного их памяти, а теперь и для собора Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря. Прославить мучеников – это значит приобщиться к их подвигу, следовать их примеру в нашей ежедневной жизни: всегда быть готовыми на свидетельство о том, что мы Христовы, что мы принадлежим одному Христу, а не поклоняемся чужим богам, что мы прежде всего боремся с грехом в самих себе.

Подготовила Ольга Орлова

Московский Сретенский монастырь : Возрожденный трудом и молитвой : фотоальбом

Смотреть

Петушки обетованные

Смотреть

Книга совпадений. Чудеса на дороге к Богу

Смотреть

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Смотреть

Сретенский монастырь: прошлое и настоящее

Смотреть

Православный взгляд на онкологию. Протоиерей Сергий Филимонов

Смотреть

Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию. Протоиерей Стефан Жила

Смотреть

Псалтирь. Гражданский крупный шрифт

Смотреть

Душа после смерти

Смотреть

Наука из наук

Смотреть

Бог да душа — вот монах

Смотреть

Познати на земли путь Твой

Смотреть

Ищите же прежде Царства Божия

Смотреть

Школа жизни

Смотреть

Утешение в скорби

Смотреть

Достойно горького плача

Смотреть

Двое в плоть едину

Смотреть

Скромное апостольство

Смотреть

Стояние в молитве. Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде

Смотреть

Избранное: статьи и исследования. Диакон Сергий Трубачёв

Смотреть

Брак — ад или рай? Митрополит Лимасольский Афанасий

Смотреть

Добротолюбие, или словеса и главизны Священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец, в нем же нравственным по деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает

Смотреть

Церковь грешников. Архимандрит Варнава (Ягу)

Смотреть

Райский сад. Ганс Христиан Андерсен

Смотреть

Житие святителя Спиридона Тримифунтского. В пересказе для детей

Смотреть

Полынь скитаний. Ольга Рожнева.

Смотреть

Вместе тесно, а врозь скучно. Советы для гармоничной совместной жизни. Архимандрит Андрей (Конанос)

Смотреть

Радуйтесь! Надежда Тузинайте

Смотреть

Негасимый свет. Священник Димитрий Шишкин

Смотреть

Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”)

Смотреть

Царь. Книга о святых царственных страстотерпцах.

Смотреть

Родители и дети. Архимандрит Симеон (Крайопулос)

Смотреть

Видимое невидимое. Александрина Вигилянская

Смотреть

Календарь-2019. Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века

Смотреть

Тихие воды последней пристани. Архимандрит Иов (Гумеров)

Смотреть

Моя первая исповедь. Протоиерей Артемий Владимиров

Смотреть

Мужики, мужики… Протоиерей Андрей Ткачев

Смотреть

Там, где всё настоящее

Смотреть

«Несвятые святые» и другие рассказы

Смотреть
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить