Мы живем силой Духа Святого

Из проповедей Святейшего Патриарха Кирилла в Сретенском монастыре

1 февраля 2019 года – 10 лет интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. И.о. наместника и братия Сретенского монастыря, учащиеся и преподаватели Сретенской семинарии, прихожане обители от всего сердца поздравляют нашего Предстоятеля и желают ему многая лета, здоровья и духовной крепости в несении этого высокого и ответственного служения.

Святейший Патриарх Кирилл не раз служил в Сретенской обители, и всегда это было особенной радостью для насельников монастыря и прихожан. Проповеди Патриарха мудры и актуальны, затрагивают наиболее важные и острые вопросы духовной жизни современного человека. В назидание нам, насельникам Сретенской обители, прихожанам монастыря и читателям сайта, мы публикуем отрывки из проповедей Патриарха Кирилла, произнесенных в нашей обители.

1.jpg

Просветительство – важнейшее служение

С самого начала Сретенский монастырь стал не только местом паломничества людей, которые хотят помолиться и прикоснуться к этой национальной святыне, но обитель стала местом просвещения, воспитания молодежи, ее образования.

Все, что происходит в этих стенах, является некоей моделью того, что должно происходить в масштабах всей Церкви. Каждый приход – не только монастырь, а каждый приход – оставаясь, в первую очередь, местом молитвы, совершения служб, центром духовной жизни, одновременно должен становиться и центром образовательным, культурным, социальным. В каждом приходе должна быть особая программа, параллельная богослужебной жизни, которая, сочетаясь с богослужебной жизнью, помогала бы людям яснее понимать, что означает дух христианина, что означает христианская православная вера, почему, собственно говоря, современный человек должен искать опору в вере, а не в каких-то философиях, технологиях, социальных экспериментах и прочем. 

Встреча с Богом

При каких условиях человек может встретиться с Богом? В первую очередь – в молитве. Если молитва искренняя, сердечная, покаянная, если молитва переворачивает сердце, если вдруг неожиданно у мужественного человека слезы на глазах появляются, то значит, что в момент этой сокрушенной покаянной и сильной молитвы его состояние души стало таким, что Бог мог прикоснуться к ней. Потому что подобное, как говорили древние, познается подобным и в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1: 4).

Но только ли в молитве совершается эта встреча? Иногда с человеком происходит удивительная внутренняя перемена от созерцания красоты окружающего его мира, от созерцания гармонии бытия, которая выражается в том числе и в человеческом творчестве.

Но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в момент Святой Евхаристии, когда с раскаянным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия – не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила – прикасается к нашему сердцу. А все остальное – и пение, и внешняя красота – как бы подхватывают эту удивительную встречу нашего сердца с Богом.

Мы все – дети Духа

В Послании к Галатам апостол Павел говорит удивительные слова: Если вы живете по духу, то по духу и поступать должны (Гал. 5: 25). Что значит жить по духу? По какому духу? Когда апостол говорит, что мы по духу живем, то он открывает перед нами тайну Божественного творения. Мы все живем силой Святого Духа. Это Он носился над водами в дни творения, через Него и Его силой производилось творение, Он сопутствовал всей истории человеческого рода. Мы все – дети Духа. Мы созданы силой Святого Духа, потому что этой Божественной энергией, этой Божественной силой созданы космос, земля наша, род человеческий. А если мы созданы силой Духа Святого, то по Духу и поступать должны.

Мы должны соблюдать этику человеческого общежития, этой огромной человеческой «корпорации», которая уходит прошлым в глубину веков, и неизвестно, сколько еще роду человеческому жить. Поэтому единственно правильным законом жизни является жизнь по духу, и другой закон не может господствовать над этим законом.

Когда человек пребывает с Богом, он становится непобедимым – на его стороне правда

Когда человек пребывает с Богом, он становится непобедимым, на его стороне правда – вне зависимости от того, как он заканчивает дни своей земной жизни. С ним правда, потому что, будучи оклеветан в этой жизни, он становится святым пред Богом, а значит, и в человеческой истории.

2.jpg
Мы можем не только поднимать глаза к небу, но и сами подниматься к небу – Сам Бог дал нам эту силуи

Нам даны сила и возможность преодолевать зло

Мы должны ясно понимать, что наша человеческая природа достойна пребывать в жизни Самого Бога, хотя каждый из нас знает, что мы разрушаем это достоинство, оскверняя его грехом. Когда видишь человека падшего, злого, продажного, предателя, сластолюбца, стяжателя, бывает непросто соотнести все это с достоинством человеческой природы, вознесенной в тайну жизни Святой Троицы. Действительно, после Адама человеческая природа была осквернена грехом, и наказанием за грех стала смерть. Но после Воскресения Христа человеческая скверна перестала быть смертельной для достоинства нашей природы. Почему? Да потому что Господь по милости Своей дает нам возможность через покаяние, через добрые дела, через искреннюю веру освобождать себя от этой болезни. «Царствует ад, но не вечнует в роде человеческом», то есть зло может порабощать нас, но нам даны сила и возможность преодолевать зло, постоянно обновляя Богом зданное достоинство нашей человеческой природы. Мы можем не только поднимать глаза к небу, но и сами подниматься к небу – Сам Бог дал нам эту силу через Сына Своего и Господа нашего.

У нас есть лекарство, у нас есть средство побороть любую духовную болезнь. Если мы не принимаем это средство, то уподобляемся тем непросвещенным людям, которые, заразившись вирусом, отказываются лечиться, думая, что болезнь пройдет сама собой, и нередко все кончается смертью. Вот так и в нашей духовной жизни: ничего само собой не пройдет, если мы не захотим принять тот дар спасения, который Господь принес нам и через который не только душа наша, но и тело имеет возможность войти в Царство будущего века.

Путь греха – это путь к несчастью

Встать на путь добродетелей – значит встать на путь, ведущий нас к счастливой жизни
Злоба – это совершенно особое проявление греха. Господь создал человека по образу Своему, но в Боге нет злобы. Значит, злоба в нас – не от Бога, злоба в нас от темной силы. И если злоба тотально захватывает человека, если она формирует его мысли, чувства и дела, то этот человек становится глубоко несчастным. Мы видели счастливым хоть одного злого человека? Он может быть внешне благополучным, он может быть богатым, он может занимать высокое положение, но может ли он быть счастливым, живущим мирной, спокойной, радостной жизнью, в окружении близких ему, любимых людей? У злого человека нет любимых людей, потому что любовь и злоба несовместимы. Что же получается? Грех приносит человеку несчастье, а иначе и быть не может. Пороки имеют иногда вид некоего удовольствия или, как говорят святые отцы, доставляют людям мнимое удовольствие. Но в конце концов все это оборачивается бедами, скорбями и муками человеческими. Поэтому встать на путь добродетелей – значит встать на путь, ведущий нас к счастливой жизни. А идти по пути греха – значит идти навстречу испытаниям, скорбям, несчастью.

Важен правильный выбор

Одним из условий формирования добродетельного образа жизни является подбор близких, знакомых, друзей – того особенно узкого круга людей, которые тебя окружают и которые, входя с тобой в тесный контакт, несомненно будут оказывать влияние. Это особенно важно помнить людям молодым, открытым к общению, которые, не имея жизненного опыта, нередко не могут сразу оценить человека, распознать правду и ложь, увидеть лицемерие или понять, что человек этот распространяет опасную духовную заразу. Поэтому подбор окружения, выбор друзей, особенно выбор спутника жизни имеет огромное значение для человека и во многом определяет его способность идти по пути добродетели.

Образ нашей жизни зависит и от того, что мы читаем, что мы смотрим; и наше время требует особо вдумчивого, проницательного, прозорливого взгляда на окружающий мир. Без этого трудно сформировать добродетельный образ жизни – тот самый образ жизни, который приводит людей не к мнимому счастью, не к побрякушкам, которые выдаются за подлинные ценности, а к подлинным ценностям бытия, к тем ценностям, которые Бог возжелал разделить вместе с нами, создав нас по образу Своему и призвав к подобию Себе.

3-min.JPG

Видеть свои грехи и не судить другого

Духовное возрастание начинается со способности видеть свои грехи и не судить другого. Нам трудно обличать самих себя, не говоря уж о том, как болезненно мы реагируем, когда на наши недостатки нам указывает кто-то другой.

Болезненно воспринимая всякое указание на свои собственные грехи, исходящее как со стороны, так и от самих себя, мы с легкостью осуждаем других. По слову евангельскому, мы видим сучок в глазу брата своего (см.: Мф. 7: 3–5); более того, осуждение ближнего влечет за собой некое чувство удовлетворения. Отчего это? Оттого, что, обличая и осуждая другого, мы превозносим себя. Ведь за осуждением всегда таится мысль: «он это делает, но я-то не делаю! он говорит плохо, но я-то этого не говорю!» Именно поэтому порок осуждения такой распространенный: мы тешим самих себя, осуждая других.

Зрение своих грехов находится в прямой связи с осуждением: зрим свои грехи – не осуждаем ближнего

Размышляя на тему осуждения, египетский отшельник авва Исаия сказал пронзительные слова: «Тот осуждает ближнего, кто не плачет о грехах своих». Действительно, если мы плачем о своих грехах, если мы видим свое беззаконие, то уж куда нам до того, чтобы осуждать других. Вот почему зрение своих грехов находится в прямой связи с осуждением. Зрим свои грехи – не осуждаем ближнего, не видим своего греха – с легкостью и удовольствием судим других.

Грех осуждения опасен еще и потому, что он является хулой на Бога, ведь, судя другого, мы восхищаем то право, которое принадлежит только Богу. А почему так? А потому, что никому, кроме Бога, не дано видеть то тайное и сокровенное, что присутствует в глубине внутренней жизни человека. Мы можем судить только по внешним проявлениям, по словам или по делам, но, не видя и не понимая того, что происходит в глубине человека, мы не можем вынести справедливого суда. Вот почему, восхищая право Бога судить, мы непременно согрешаем и против Бога, и против ближнего своего.

Скорби и печали – для нашего духовного возрастания

Господь дает нам возможность пройти через скорби и печали, чтобы мы проявили свои качества. Подобно тому, как человека, готовящегося стать капитаном и управлять судами, вначале берут на судно в качестве юнги и дают ему возможность пройти по бурным волнам, преодолеть штормы, закалиться в плавании по морю; так и нам Господь посылает скорби и печали, возлагая на нас крест. Не для того чтобы раздавить этим крестом, не для того чтобы выбить человека из жизненной колеи, но чтобы мы, соприкасаясь со скорбью и печалью, находили в себе силы дать на происходящее достойный христианина ответ и перед лицом сложных жизненных обстоятельств вдумчиво и беспристрастно оценить свои мысли и свои поступки.

В Писании и у святых отцов мы находим также утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого Бог любит, того и наказывает (Притч. 3: 12). Если Господь посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, значит, Он дает ему шанс преодолеть трудности, дает ему шанс возрасти. Именно такой подход к скорбям и печалям, с которыми мы сталкиваемся, придает христианину огромную духовную силу, помогает ему возвышаться над трудными обстоятельствами, не терять голову, не терять жизненные ориентиры, не падать под натиском тягот.

Сила целомудрия

Целомудрие – слово, состоящее из двух корней: целый, целостный и мудрый. Стало быть, это мудрость, которая помогает сохранять целостность, а «целый» в толковых словарях определяется как полный и неповрежденный. В массовом сознании целомудрие связывается с сохранением телесной чистоты. Это правильно, но это не всё. Целомудрие – это состояние человека, который хранит в себе силы, данные ему Богом, переданные родителями, полученные через образование и жизненный опыт. Сила, которая накапливается в человеке, должна сохраняться. Тогда не будет пустоты, тогда будет целостность, то есть внутреннее содержание, представляющее собой прочную крепость, которая сохраняет внутреннюю жизнь человека от всякого повреждения.

Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей.

Если целомудрие исчезает из жизни народа и общества, то народ и общество становятся слабыми и уязвимыми

Вместе с целомудрием мы обретаем внутреннюю силу, способность самостоятельно определять свой жизненный путь. Целомудрие неотделимо от такого понятия, как подвиг. Подвиг не может совершить человек, не имеющий внутренней целостности – целостности убеждений и нравственных подходов к жизни. Теряя целомудрие, мы становимся очень слабыми, уязвимыми. А если целомудрие исчезает из жизни народа и общества, то народ и общество становятся слабыми и уязвимыми.

4.jpg

Господь милость приклоняет к тому, кто трудится во имя Его

На каждом месте, куда посылают тебя, хоть на кухню, – работай так, как будто это самое главное дело в твоей жизни. Не спустя рукава, не поеживаясь от того, что непочетное послушание. Если ты послан на кухню, то и самое главное дело жизни будет сейчас для тебя – убрать этот стол. И это надо сделать так, чтобы все сказали: «Как замечательно сделано». Посылают на послушание – это самое главное дело в твоей жизни. Господь тебя будет судить не по тому, что ты думаешь сделать лучше что-то потом, а по тому, что ты делаешь в настоящий момент. И если с таким подходом будем учиться, работать, служить Церкви Божией, то, конечно, очень многое сделаем. А Господь с милостью, Он милость приклоняет к тому, кто трудится во имя Его, а не кто бережет свои силы.

Гореть в полную силу

Те, кто пришел в семинарию, ища легкой жизни, ошиблись. То дело, которое вам предстоит делать – очень серьезное, очень трудное, – невозможно осуществлять, трудясь вполнакала. Приведу такой пример: если падает напряжение в электросети, то сила света теряется, она становится меньше. А когда лампочка начинает гореть в полсилы, в четверть силы, какую-то работу можно совершать – ну, можно, например, пол мыть в это время, можно, наверное, перетаскивать какие-то тяжести. А вот там, где нужна острота зрения, невозможно работать, когда вполнакала горит лампочка. Этот же образ применим и к жизни священника. У нас с вами такая работа и такое служение, которое нельзя делать вполнакала. Потому что вполнакала – это почти что гарантированный неуспех наших трудов. Люди всегда почувствуют полнакала, даже если не смогут сформулировать какую-то критику в адрес священника; будут носить в глубине своего сердца это несогласие с его образом жизни, с его подходом к церковному служению.

На каждом месте, куда нас Господь Бог посылает, будь ты пономарь, священник, епископ, митрополит, патриарх, нужно работать не вполнакала, а в полный накал и не жалеть сил. И никогда не думать, что я вот сейчас силенки свои сэкономлю, а когда стану настоятелем, тогда уж я развернусь. Хотя иногда некоторые так и говорят: «Я сейчас пока в тишине отсижусь, будучи иеромонахом, архимандритом, чтобы не помешать своей карьере, а уж стану архиереем – и тогда развернусь». Не развернется такой человек, ни став архиереем, ни став настоятелем, ни став благочинным. Нельзя экономить свои силы, будучи солдатом, в надежде стать генералом, и вот тогда уж эти силы в полной мере реализовывать. Это ошибочная методология, которая приводит к жизненному краху.

Сила Божия сильнее силы диавольской

Я с особым чувством совершил сегодня освящение нового храма Сретенской обители. Он построен недалеко от Лубянки, где совершался неправедный суд над многими людьми, в том числе над нашими иерархами, священниками, верующим народом. Нередко здесь и смертные приговоры приводились в исполнение, это был некий символ страданий наших людей. Но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову – как символ того, что пали демоны и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской. И, прославляя новомучеников и исповедников Российских, мы молимся, чтобы по их молитвам Господь хранил нашу страну от наветов вражиих, чтобы греховное понимание человеческого достоинства не стирало из нашей памяти подлинное достоинство нашей природы и Божественный образ, вложенный в эту природу, которые явил нам Господь, возносясь плотью Своею на небо. И верим: как апостолы ждали второго пришествия Спасителя, полагая, что оно вот-вот придет, так и мы, понимая, что время пришествия никто не знает, должны в каждый момент своей жизни быть готовы встретиться с Ним, нашим Господом и Спасителем, и иметь надежду на то, что Он введет и нас в Свое Божественное Царство.

5.jpg

Духовное единство Святой Руси

Сегодня огромные силы снова брошены на разрушение духовного единства Святой Руси. Мы взываем к Божией Матери и просим: «Не оставь земли Русской! Не допусти поношения, разделения, междоусобной брани, ослабления веры православной! Не допусти кощунств, извращающих саму природу Православной Церкви! Даруй мир братским православным народам, живущим на территории Святой Руси!» Когда до нас доносятся тревожные вести с братской Украины, мы не ослабеваем в наших молитвах, молясь об украинском народе, как и о русском народе, о Белоруссии, о народах Святой Руси, чтобы хранил Господь всех нас в мире, в любви, в единомыслии и чтобы Царица Небесная, Которая ограждала землю Русскую от страшных напастей и скорбей, и в нынешнем тяжком веке помогла нам хранить духовное единство наше, единство Церкви и веры православной.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить