Святитель Феофан Затворник о настрое на духовную жизнь

Картинка 1.png
В преддверии Великого поста крайне важным является настрой на духовную жизнь. Феофан Затворник был одним из святых, который особенно тонко понимал эту составляющую духовного делания. Это проходит красной нитью в его учении и трудах. Одна из книг святителя так и названа: «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?». Она состоит из писем святителя к своей духовной дочери. В ней раскрыто понимание и духовный опыт настраивания на внутреннее умное делание. Эти письма можно уподобить инструкциям по настройке музыкального инструмента, которые дает профессионал подмастерью.

Святитель Феофан Затворник (1815–1894) прожил интересную жизнь. Он был талантливым, любознательным, и ему давались разные науки. Георгий Говоров (таково мирское имя святителя) осознано выбрал стезю монашества. Глубина особых отношений с Богом, которую предполагал этот путь, привлекала его с детства. Он любил уединение и внутреннее духовное делание на протяжении всей жизни. Но ему пришлось попутешествовать, побывать в разных странах и познакомиться с разными культурами.

21 августа 1847 года 32-летнего иеромонаха Феофана назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский; † 1885). В Палестине отец Феофан овладел греческим языком, основательно изучил французский, занимался другими языками, освоил иконопись. Там он познакомился не только с древним подвижничеством восточных монастырей, святоотеческими и аскетическими традициями, но также и с инославными христианскими вероисповеданиями. Он воочию увидел силу миссионерской деятельности католиков и протестантов, а также внутреннюю слабость (особенно у протестантов) проповеди жизни во Христе. Они много уделяли внимания внешней христианизации, просвещению и социальной работе, а меньше – внутренней духовной жизни. Поэтому Феофан Затворник в своем учении старался поведать о главном – о жизни со Христом, о православной аскетической традиции, о правильном настрое на духовную жизнь.

В связи с Крымской войной (1853–1856) Русская духовная миссия в Иерусалиме была отозвана, и иеромонаху Феофану пришлось возвращаться через европейские страны в Российскую империю. Так он посетил многие города, христианские святыни, научные центры, библиотеки и музеи. Их делегация даже побывала на аудиенции тогдашнего папы Римского. Уже по завершении Крымской войны отцу Феофану довелось некоторое время служить в посольской церкви в столице Османской империи Стамбуле – древнем Константинополе. Таким образом, он, сам того особенно не желая, стал «повидавшим мир» человеком.

Настрой на духовную жизнь в учении святителя-затворника тесно связан с православной аскетической традицией. Он актуален для тех, кто готов прилагать усилия к своему развитию, к внутреннему возрастанию. Это своеобразный «маленький затвор» ради тайных молитв, добрых дел и трудов. Он касается не только духовной сферы жизни, но и душевной и физической. Так, охотнику объедаться непонятны даже элементарные духовные реальности, а не научившемуся понимать свои эмоции (даже не контролировать их) тяжело провести границы между «душевным» и «духовным» и очень легко перепутать первое со вторым.

К примеру, основа внутреннего христианского делания – молитва – по природе своей есть духовная реальность, но имеет непосредственные душевные и физические сегменты или срезы. Святитель-затворник в выше названой книге по этому поводу пишет: «Не вдруг становитесь на молитву после домашних хлопот, а немного подготовляйтесь к ней, стараясь наперед собрать мысли свои и направлять их к достодолжному предстоянию пред Богом». Физические и психологические условия могут как помогать, так и мешать духовному деланию.

«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом»

В другом месте о непрестанной молитве он пишет: «Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу, в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом». Итак, христианский духовный настрой – это, в первую очередь, очень внимательный, рассудительный и мудрый подход к внутренней жизни. В этом случае можно вспомнить притчу о человеке, который узнал о сокровище, скрытом в поле (см.: Мф. 13: 44). Небедный человек (он уже потрудился для этого) ради желаемого тихонько, но выгодно продает свое имущество и покупает большой надел на первый взгляд простой земли. Человек сумел держать язык за зубами на протяжении длительного времени: никому не проронил ни слова о ценности участка, на котором находился бесценный клад. Он хладнокровно и целеустремленно продает свое имущество для приобретения желаемого. Он рискует, поскольку никто не может дать гарантии, что драгоценности не выкопают раньше, чем он станет собственником той земли.

Настрой на духовную жизнь можно сравнить и с деятельностью в обычных профессиях. Добросовестный ученый внимательно изучает вопрос, ставит эксперименты, проверяет рабочие гипотезы, строит разные математические модели исследуемых явлений, может несколько раз перечеркивать все свои многолетние наработки и искать новые пути решений. Целеустремленным трудом, внимательным изучением работ своих предшественников, смирением перед тайнами мироздания Божиего (которое оберегает его от поспешных выводов) он достигает научных открытий.

Интересно, что духовный настрой, или маленький внутренний «затвор», не ограничивает наши с миром взаимосвязи. Наоборот, он делает их полноценными, целостными и плодотворными.

Вышинский Затворник указывал, что духовная жизнь – это удел не только монахов, но и всех христиан. Святитель Феофан, действительно, адресовал свои труды преимущественно желающим принять ангельский чин. Но он, как и большинство святых, считал, что блага внутренней жизни доступны каждому – по благой воле Божией в меру способностей человека и затраченных им усилий. Более того, для полноценной и успешной светской жизни духовная составляющая просто необходима. Святитель-затворник горячо поддерживал людей, стремящихся принести добро в этот мир. В одной из своих проповедей он так и говорил: «Бог благословит всякое доброе улучшение; да благословит и труды тех, которые посвящают себя на это!»

«Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца»

Учение святителя Феофана Затворника о настрое на духовную жизнь – это православный тайм-менеджмент. Если бы эта статья писалась в светское интернет-издание, ее можно (и даже нужно) было бы так и назвать: «Православный тайм-менеджмент Феофана Затворника». В трудах святителя есть советы на каждый день, и в них можно найти подсказки для любой жизненной ситуации. Им присуща еще одна очень важная святоотеческая истина: «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить