О духовных дисциплинах

«Бог не будет судить нас ни за псалмопение, ни за пренебрежение молитвой, но потому, что, оставив их, мы открыли нашу дверь для демонов». – Святой Исаак Сирин.

1.JPG

Церковь научила нас дисциплинировать себя молитвой, постом и раздачей милостыни. Это три категории действий, которые Церковь рекомендует нам как средство «обретения Святого Духа»; то есть чтобы пребывать постоянно исполненными Жизни Бога. Любая конкретная практика может быть более или менее полезной в зависимости от нашей личности, зрелости и жизненных обстоятельств (довольно сложно петь гимны акафистов, когда вы готовите, убираете и ухаживаете за несколькими маленькими детьми).

Важно помнить, что все подобные практические действия не являются самоцелью. Как говорит святой Исаак, Бог не будет судить вас по тому, выполняли ли вы свои молитвы или нет, и т. д. Молитва, пост и раздача милостыни – это упражнения и, можно даже сказать, оружие, которым мы закрываем дверь демоническим наваждениям в нашей жизни. Это то, через что мы начинаем более ясно видеть настоящую реальность.

Молитва, пост и раздача милостыни – это оружие, которым мы закрываем дверь демоническим наваждениям

Следовательно, с помощью таких действий мы можем покаяться, измениться, перестать следовать «ветхому человеку» из плоти и страстей и перейти к тому, чтобы позволить «новому человеку» царствовать в наших сердцах и умах. Важна именно эта наша конечная трансформация. Поскольку Христос призвал нас к покаянию (то есть преображению), и духовные дисциплины помогают нам покаяться, они очень важны. Однако покаяние не означает именно чувство печали (хотя иногда печаль может привести к покаянию). Покаяние означает изменение, переход от всех форм гордости и эгоизма к жизни в Духе, проявляющейся в определенных качествах: в любви, радости, мире, терпении, мягкости, доброте, кротости и самоконтроле.

Духовная дисциплина, которая не производит ничего из плодов Духа, а скорее, сопровождается разочарованием, гневом или самоудовлетворением (чувством выполненного долга), вероятно, свидетельствует о том, что вы практикуете дисциплину, которая не подходит вам (по крайней мере, в данный момент), и что вам нужно руководство в вашей духовной жизни.

Для большинства из нас выращивание плода Духа можно сравнить с первой попыткой горожанина разбить сад: без совета мы, скорее всего, убьем растение до того, как оно действительно начнет приносить плоды. Существует так много разновидностей растений с их потребностями в различном количестве воды, солнца и питательных веществ для почвы. Духовная жизнь аналогична этому: у нас есть много духовных дисциплин, но цель у нас только одна – плод Духа.

2.JPG

Наша молитва включает в себя весь спектр техник (или, еще лучше, возможностей) общения и развития общения с Богом. На самом базовом уровне она включает в себя «просто вознесение молитв», будь то в церкви или дома. Такая молитва может включать в себя утреннее и вечернее правило, полную Иисусову молитву, просто повторение «Господи, помилуй» и длинные распевные молитвы, такие как гимны, акафисты или каноны. 

Наша молитва может включать в себя иногда и туманные переживания с вершины горы «сердечной молитвы», или бессловесной молитвы, – переживания, которые большинство из нас могут только мельком увидеть из долины нашей осажденной жизни, но к которым наши духовные спортсмены, монахи, могут часто приближаться. 

Молитва также включает в себя чтение духовных книг, в первую очередь Библии, а также житий святых, чьи слова открывают в наших сердцах и разуме окно в небесную реальность. Молитва включает в себя размышление над прочитанным, признание наших недостатков (сначала перед собой, а затем также в тайне Исповеди) и участие во всех Божественных таинствах, предлагаемых в Церкви. 

Однако молитва в любой ее форме требует нашего внимания; и здесь на помощь приходит пост. Пост – это добровольное ограничение и сосредоточение на нас самих и наших действиях. Это практика говорить себе «нет». На самом очевидном уровне пост включает в себя отказ от того, что мы хотим есть. И чтобы пост не превратился именно в проявление воли, например: «Я думаю, что откажусь от печени на Великий пост», Церковь дает указания, когда и как поститься. Важно помнить, что это руководящие принципы, а не законы (церковный пост – это не возрожденная форма ветхозаветных диетических кодексов).

Молитва требует внимания, на помощь приходит пост – добровольное ограничение наших действий

Каждый человек под руководством духовного отца и в общих рамках церковного календаря должен найти тот уровень поста, который подходит ему или ей. Но пост – это гораздо больше, чем просто вопрос еды. Фактически вы даже можете сказать, что еда – это просто символ: во время поста мы учимся воздерживаться от ненужных разговоров, грубых шуток, траты времени и зачастую увлекательных развлечений. 

Воздержание от еды внешне проявляется во внутреннем воздержании от эгоистичных мыслей, фантазий, жалости к себе и осуждения других. Пост может также включать временное воздержание в браке (см.: 1 Кор. 7: 5) и любые другие способы, которыми мы можем ограничить наши удобства и удовольствия, такие как сон на твердой поверхности, или ношение неудобной одежды, или молитвы на коленях, или длительное простирание ниц в молитве. Все это разновидности поста. 

Однако следует помнить, что цель поста такая же, как и любой духовной дисциплины: производить плод Духа в нашей жизни. Если такие практики не приносят Жизни, Милости и плода Духа, но приводят к разочарованию и разногласиям в ваших отношениях с другими людьми, тогда вам необходимо пересмотреть свою практику, посоветовавшись с духовным отцом.

3.JPG

Несколько слов о духовных отцах. Если только вы не монах в монастыре, но даже тогда многие отцы-монахи предупреждают, что нужно быть осторожным и разборчивым в подчинении духовному наставнику даже в монашеском контексте (см., например, Св. Игнатий Брянчанинова), никогда не следует слепо подчиняться своему духовному отцу. Мы идем к нашему духовному отцу с широко открытыми глазами. 

Наш духовный отец (или мать) – это человек, подверженный страстям, заблуждениям и непониманию, как и мы. Не все, что советует нам духовный отец, будет одинаково полезным нам. Иногда его проницательность будет поражать, и его рекомендации «работают» для нас, то есть мы можем применять их на практике, и они приносят плоды Духа, а не разочарование, гнев или разногласия в наших отношениях. Однако иногда наш духовный отец не попадает в цель. Может быть, у него плохой день, или, может быть, это вопрос, требующий более опытного духовного наставника, или, может быть, это вопрос, требующий большей настойчивости с нашей стороны. В любом случае, если вы думаете, что вам нужно поговорить с кем-нибудь еще о своей духовной жизни, вы вольны сделать это. Вам не нужно сначала спрашивать разрешения. Это похоже на поиск врача, который действительно может помочь вам поправиться.

Некоторые врачи обладают хорошими навыками общей практики, другие – лучше в определенных областях специализации. Однако обычная вежливость требует, чтобы вы рассказали своему нынешнему духовному отцу, что вы делаете. Особенно, если он ваш приходской священник, он должен знать, что о вас заботятся духовно. 

Третья область духовной дисциплины – это милостыня. Совершенно очевидно, что это означает предоставление денег тем, кто в них нуждается – раздачу денег бедным людям (или организациям, которые поддерживают бедных), но также включает поддержку Церкви. 

Раздача милостыни – это больше, чем вопрос денег; это о том, чтобы отдать себя другим

Однако раздача милостыни – это гораздо больше, чем просто вопрос денег; это о том, чтобы отдать себя другим. Гостеприимство, волонтерство, обучение кого-то, поощрение, приготовление пищи, уборка и все способы, которые мы находим, чтобы позаботиться о нуждах других и поддержать их, можно рассматривать как разновидности милостыни. Часто раздача милостыни осуществляется тайно, видят работу, которую необходимо выполнить, и делают ее, видят потребность, которую необходимо удовлетворить, и удовлетворяют ее. Здесь, как и в других духовных дисциплинах, не каждая форма отдачи приносит одинаковые духовные плоды у всех. 

Каждый должен найти способ отдавать, приносящий Жизнь; однако все должны служить, все должны подавать милостыню. Кроме того, следует отметить, если человек находит жизнь в одном конкретном виде служения (скажем, в обучении в воскресной школе), это не означает, что он не справляется с делом, когда приходит время мыть посуду. Работа – это часть жизни, даже работа, которая нам не нравится; но когда дело доходит до того, чтобы пройти лишнюю милю или дать больше ожидаемого, именно здесь мы находим Благодать и плод Духа в служении, способами, которые благословляют других и приносят радость и мир в нашу собственную жизнь. 

4.JPG

Прежде чем закончить, уместно сказать несколько слов о десятине.

В Ветхом Завете существовала система десятины (всего около 30%, если сложить все вместе, не считая добровольных пожертвований), но в Новом Завете десятина заменена новой заповедью, согласно которой мы продаем все и следуем за Христом. Это подобно тому, как закон, запрещающий прелюбодеяние и убийство, был заменен новыми заповедями, согласно которым мы даже не смотрим на женщину или даже не сердимся на брата (см.: Мф. 6), так и десятина была заменена заповедью отдавать все прочь. 

Бог дал каждому из нас разные призвания. Некоторые из нас «все раздают» сразу, вступая в монашескую общину. Другие «все раздают», управляя своими ресурсами в качестве распорядителей Господина. Это подобно тому, как Новые Заповеди, не смотреть на женщину с вожделение и не гневаться на брата, включают в себя заповеди Ветхого Завета, «не прелюбодействуй» или «не убий». И всё это включает в себя десятину. 

Люди часто мне говорят, и это на моем опыте, что иногда наиболее духовно интересным упражнением (дисциплиной или аскетической практикой), с которым люди сталкиваются за месяц, является выписка чека десятины. Держа ручку в руке, я должен снова спросить себя, кому принадлежат ресурсы, которыми я управляю. Десятина, такая как простирание во время молитвы или даже мытье пола на кухне где-нибудь в общем зале, – это конкретный способ, которым я делаю очевидной духовную реальность: все вещи, богатство и ресурсы, которыми я управляю, на самом деле не принадлежат мне, но Богу. 

Но мы никогда не должны забывать, что Бог не будет судить нас на основании нашей десятины или ее отсутствия (или какой-либо духовной дисциплины в этом отношении). Бог будет судить нас по нашему покаянию, по Жизни Божьей внутри нас, по обретению Святого Духа, по плодам святости и любви к Нему и нашему ближнему, которые проявляются в нашей жизни. Десятина – это инструмент: он разрушает заблуждение, будто мы все отдали Богу, хотя на самом деле мы не можем отказаться даже от десяти процентов нашего дохода. Он закрывает дверь демонам жадности и любви к роскоши. Молитва, пост и раздача милостыни – это наше оружие для обретения Жизни Бога и уничтожения бессильной самонадеянности демонов. Это то, как мы на самом деле облекаемся во Христа.

Перевела с английского Александра Калиновская
Источник: сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить