Афонские иконы Пресвятой Богородицы. Часть 2

Часть 1.

Богородица «Сладкое Лобзание»
(«Умиление»)

Доказательством этому являются множество даров, постоянные часовни, лампады и свечи, подносимые монахами и мирянами в Ее честь.

В монастыре Филофей находится икона «Сладкое Целование», которая представляет собой произведение оригинального и блестящего византийского искусства, которая была спасена для того, чтобы не попасть в руки иконоборцев, и чудесным образом прибыла в монастырскую пристань. Произошло много чудес. Также в этом монастыре хранится икона Пресвятой Богородицы «Герондисса» («Старица»), которая чудесным образом прибыла из Нигрит (город в Греции).

Во внушительном монастыре святого Павла есть две очень ценные иконы Пресвятой Богородицы: «Мироточивая» и так называемая икона «Зерцало» («Зеркало»), о которой Священное Предание рассказывает, что она принадлежала императрице Феодоре, которая скрывала ее от своего супруга-иконоборца Феофила за зеркалом. И когда она была брошена в огонь, то она осталась невредимой.

Богородица «Одигитрия»
(«Путеводительница»)

В Ксенофонтском монастыре хранится икона «Путеводительница» («Одигитрия»), которая раньше находилась в Ватопедском монастыре, но чудесным образом прибыла в Ксенофонтский монастырь. Ватопедские монахи пришли в эту святую обитель и забрали ее обратно; и, хотя икона находилась в безопасном месте, она снова вернулась в Ксенофонтский монастырь. С тех пор (с 1730 года) ватопедские монахи в течение 150 лет посылают для иконы елей и свечи. 

В католиконе монастыря Эсфигмен хранится красивая икона «Милующая» («Элеуса»). В русском монастыре святого Пантелеймона находится так называемая «Иерусалимская» икона Божией Матери. В монастыре Констамонит хранятся иконы «Путеводительница» и «Антифонитрия» («Предвозвестительница»), последняя наполнила в монастыре кувшины с елеем, который закончился в начале XI века, когда преподобный Захария был дохиаром.

Богородица «Одигитрия»
(«Путеводительница»)

Кроме монастырей, чудотворные иконы хранятся и в следующих афонских скитах:

В румынском скиту святого Иоанна Крестителя хранится нерукотворная икона Божией Матери, которую в 1873 году ктиторы скита, иеромонахи Нифон и Нектарий, заказали у иконописца Георгаки Николао в Молдове. «После поста и молитвы, – как пишет сам иконописец, – перед началом работы я сделал несколько поклонов. И – о, чудо! Я увидел лица Божией Матери и Христа уже сверхъестественно написанными».

В храмовом алтаре в скиту Кутлумушского монастыря святого Пантелеймона хранится икона, посвященная Акафисту Пресвятой Богородице.

В храме скита святого пророка Илии, который принадлежит монастырю Пантократор, хранится икона Божией Матери «Млекопитающая» и другая икона, из которой 12 февраля 1876 года потекли слезы.

В русском скиту Тиваида находится икона Пресвятой Богородицы «Милосердная», одаренная богатыми дарами.

В болгарском скиту, посвященном Богородице, хранится икона «Сладкое Лобзание».


«Достойно есть»
В «древнепросиявшем» скиту в Карее хранится предивная и древняя чудотворная икона Божией Матери «Карейская», или «Милующая» – «Достойно есть», перед которой впервые была спета известная Богородичная песня самим Архангелом Гавриилом и передана ​​монаху, который совершил бдение. Эта икона является единственной, которая была вывезена для поклонения верующим – дважды в Афины и один раз в Салоники. Трогательное поклонение иконе Афонской Божией Матери, со стороны многих верующих, является проявлением благоговения благочестивых христиан перед Пресвятой Богородицей.

Кроме вышеупомянутых преподобных отцов, имеющих отношение к иконам Пресвятой Богородицы – Гавриила Карейского (X век), Афанасия Афонского (X век), Гавриила Иверского (XI век), Захария Констамонита (XI век) Саввы Хилендарского (†1236 г.), Иоанна Кукузела (†1360), Дионисия, ктитора одноименного монастыря (†1388), Космы Зографского (†1422), Геннадия и Николая Ватопедских, есть много других благочестивых афонских монахов, чьи прекрасные жития часто повествуют о трогательных явлениях Божией Матери.

О первом известном явлении Богородицы преподобному Петру Афонскому упоминается в начале нашей беседы.

Солунские братья, преподобный Симеон и преподобный Феодор, ученики преподобного Евфимия Нового (†898), ушли из «Сада Пресвятой Богородицы», отправились проповедовать на Пелопоннес, и после видения нашли икону Пресвятой Богородицы, и построили в южной материковой Греции, возможно, самый блистательный монастырь Мегало Спилео (Великая Пещера), посвященный Божией Матери.

Киево-Печерская лавра

В пещере возле монастыря Эсфигмен подвизался русский преподобный Антоний (Печерский) (†1073), который вышел из монастыря с благословением своего старца и отправился в киевские пещеры, где он воздвиг большой монастырь, посвященный Пресвятой Богородице. Ученики преподобного Антония получили от него благословение со словами: 

– Да будет благословен Бог во всем! Да пребудут с вами молитвы Пресвятой Богородицы и афонских отцов!

Таким образом, Киевская лавра, построенная святогорцем преподобным Антонием, стала матерью русского монашества и благословением Афонской Божией Матери по всей России, чье тысячелетие христианизации мы отмечали в прошлом году, и которая любочестно ответила на это благословение примерами большой любви и посвящением к Афонской Пресвятой Богородице и Церкви.

Почитатель Пресвятой Богородицы преподобный Варфоломей Семерис (†1130), который принес на Запад правильное почитание к Пресвятой Богородице, после того, как построил монастырь, посвященный иконе Божией Матери «Путеводительница» («Одигитрия»), вернулся на Афон. После долгого пребывания в Афонской школе преподобный Варфоломей вернулся на свою родину, принеся своим ученикам афонские типики и особенное почитание к Деве Марии, которые они хранили долгие годы после схизмы.

Монастырь Симонопетра на Афоне
Преподобный сербский монах Симеон Мироточивый (†1199), ктитор, вместе со своим сыном, преподобным Саввой из Хилендарского монастыря, упокоились в Господа, смотря на икону Божией Матери.

Достопочтенный Симон Мироточивый (XIII век) является ктитором самого смелого строительства Симонопетрского монастыря в греческой Македонии. Для начала этого дела он получил поручение и дерзновение от самой Пресвятой Богородицы, которая сообщила ему: 

 – Симон, ты мой верный друг и служитель Моего Сына, не уходи отсюда, ибо Я поставила тебя тут для великого (духовного) света.

Дева Мария часто являлась во время бдения ученикам преподобного Григория Синаита (†1346) – Марку Трезвенному, Аарону Прозорливому и Клименту, а также солонскому святому Исидору (†1350), который позже стал Константинопольским патриархом.

Придя на Афон, святой Григорий Палама (†1359) «явил Пресвятую Богородицу как Предводительницу, Защитницу и Заступницу, и в каждый момент и час с молитвами ставил перед своими глазами Ее помощь». Она Сама посетила его в кафизме святого Саввы возле Великой Лавры. По словам его житиеписца, святого Филотея Кокиноса, в переводе святого Афанасия Паросского, «благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы он был удостоен многими талантами и особенно богословия, благодаря которому он подвизался для правильного прославления Бога». 

Преподобный Максим Кавсокаливит († 1365) был обучен богословию Самой Пресвятой Богородицей на вершине Афона, где находятся Свято-Преображенский и Свято-Успенский храмы. Строительство этих двух священных храмов на вершине Афона является важным и существенным символом. Святая Гора Афон – это место, где постоянно произносится Иисусова молитва, которая преображает молящихся, это место, где Божия Матерь отдыхает и укрепляет друзей Своего Сына в их подвигах. Владычица Священной Горы сказала преподобному Максиму: 

Святая Гора Афон – это место, где Божия Матерь отдыхает и укрепляет друзей Своего Сына в их подвигах

– Честной страдалец, прими благодать против демонов и обитай у подножия Афона; ибо такова воля Сына Моего, чтобы ты взошел на вершину добродетели, стал учителем и наставником для многих и спас их.

Скит Святой Праведной Анны

И это действительно произошло.

Преподобный Геронтий (XIV век) считается первым жителем скита святой Анны, посвященного матери Пресвятой Богородицы. После пламенной молитвы и увещания Богородицы он сотворил чудо: забил ключом источник с питьевой и целебной водой для подвижников, у которых не было воды.

Преподобный Григорий Доместик (†1405) также был удостоен дара от Девы Марии за его прекрасное пение во время бдения к празднику Богоявления. Она явилась и сказала ему:

 – Возьми плату за свое пение, Доместик! Большое спасибо за твою песню в мою честь!

После этих слов Она дала ему золотую монету, которая была поставлена на икону Пресвятой Богородицы.

Преподобный Арсений Коневский (†1444) обновил почитание к Пресвятой Богородице в русских монастырях, перенеся в них святогорский дух.

Этот дух большого почтения и любви к Божией Матери передавали и все более поздние афонские святые: миссионеры, новомученики и преподобные. Священнолепные колливады с главным поборником святым Никодимом Святогорцем (†1809) передают своими пламенными проповедями, основанием монастырей, составлением богослужений, написанием книг, похвальных слов и писем свою глубокую любовь к Питательнице и Покровительнице Афона.

До сих пор смиренные монахи сохраняют то же уважение, любовь и свежие истории, живые повествования, трогательные рассказы о недавних «отпечатках» образа Божией Матери в сердцах, воспоминаниях и жизни современных и досточтимых афонских старцев.

старец Филарет († 1962)
Новоскитский старец Иоаким Спецерис (†1934) умер, произнося Акафист Пресвятой Богородице. Пресвятая Богородица раскрыла русскому подвижнику папе Тихону (†1968) точное время его смерти. Если человек приходил к старцу Филарету († 1962) в его аскетическое гнездо в Карулии и там спрашивал его, почему у него такая ​​суровая жизнь, то он с полной уверенностью отвечал: 

 – Дитя мое, Пресвятая Богородица укрепляет меня! 

Он умер, услышав гимны к Божией Матери. Иеромонах Иоахим Агианитис (†1950) «имел хорошую дружбу, по его словам, держась за одежду Пресвятой Богородицы», которая, согласно его молитве, подарила ему длинную до земли бороду. Благословенному старцу Евлогию (†1948) Дева Мария явилась в его деревне, побудив его пойти на Афон со словами: 

– Иди, и Я всегда буду с тобой!

Добродетельный григорианский игумен Афанасий (†1953) «стер» икону Пресвятой Богородицы от многочисленного целования. Блаженнопочивший старец Иероним Симонопетрский (†1957) когда слышал или произносил имя Богородицы, то начинал плакать.

Я думаю, что нет необходимости вспоминать о других, и особенно о живых, монахах. Чудотворные иконы, священное отношение святых, монахов и мирян с ними и с самой Пресвятой Богородицей красноречиво и убедительно говорят о степени любви к Божией Матери со стороны обитателей и поклонников Святой Горы Афон, на которой Она оставила Свои следы. Какой вывод можем сделать и чему научиться? Давайте удовлетворим себя тем, что Священное Предание и превосходная история бережно сохранили и передали нам, как теплое воспоминание, святой «сувенир» и вечное филактó.

Афон – с его многочисленными святыми Трапезами – имеет больше всего храмов, которые посвящены Богородичным праздникам. Их празднования благоговейны, но и в то же время блестящие, всегда имеют преимущество над праздниками святых, даже местных святых. От лика святых женщин особенно почитаются: мать Пресвятой Богородицы в одноименном скиту, святая Анастасия – в монастыре Григориу и святая Мария Магдалина – в монастыре Симона Петра из-за находящихся в этих святых обителях их чудотворных мощей. Все это происходит не для того, чтобы не пренебрегать почитанием к Пресвятой Богородице, к Которой здесь действительно оказывается уникальное почитание в мировом масштабе.

Сильное присутствие Божией Матери на Священном Афоне превратило его в небо

Сильное присутствие Божией Матери на Священном Афоне превратило его в небо. Она хочет, чтобы его «раненые с неба» постоянные обитатели стали истинными сыновьями Бога, как наш Господь Сын Человеческий. Она оживляет тех, кто захотел превратить Ее жизнь в свою жизнь. На старости лет Господь дал Ее родителям ребенка. Так и Она не разочаровывает духовно бесплодных, утомленных и сломленных, Она культивирует их, чтобы они приняли и умножили евангельское семя и стали духовными отцами для многих духовных сыновей. Принимая призванного Всемилосердного Ее Сына как Искупителя и Спасителя и хорошо сохранив Его закон в своих сердцах, они становятся спутниками и заступниками для одиноких, изолированных и бедных людей. Четки – это драгоценное и очень дорогое «ожерелье» Пресвятой Богородицы, которое Она снимает со Своей пречистой шеи и надевает его как браслет на своих монахов. А они используют его как петлю для дьявола, как лестницу для личного восхождение и спасения, как постоянное славословие Ее Сына. А также они чудесным образом оказываются приходящей издалека росой для отдыха и благотворным утешением для «живущих в миру братьев».

Богородица не разочаровывает духовно бесплодных. Она культивирует их, чтобы они умножили евангельское семя и стали духовными отцами для многих

Божия Матерь «переносит», переселяет людей из разных мест, чтобы разными способами привести их в Святую святых, как Она сама это сделала, когда ей было три года, в утробу всеми чтимого Афона для долгой и ангельской жизни. В пещерах и земных дырах, кельях, каливах они терпеливо ждут новые благовещения и таинственные обручения Духа, божественные рождения, преобразования и воскресения. Таким образом, благодаря благодати Пресвятой Богородицы создаются места, которые предназначены служить вместилищами для Святого Духа, как например: в Вифлееме, Генисарете, Фаворе, Гефсимании... 

Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, Всецарица, солнечноточивый престол Небесного Царя, город с двенадцатью стенами, Ширшая небес, которая принялась «тратить» Свое время вместе с нами как прислуживающая в Ватопеде, как Елеоточивая в святой обители Пантократор, как Вратарница в Иверском монастыре, как Экономисса в Великой Лавре. Она – Скоропослушница, Утешение, Услышетельница, Сладкое Целование, Страшное Предстательство, которая берет нас за руку, достаточно только Ей подать руку, и Она снова и снова становится облаком, мостом, лестницей, Заступницей и Споручницей. Игуменья Афонская Пресвятая Богородица не устает спешить и опережать всех, стоит нам только в этом попросить Ее.

Верным христианам знакомо доверие к Пресвятой Богородице. Кто из греков не расскажет, если его спросят о Ее покровительстве и заботе? Ее видели воины в освободительной борьбе за Отечество, Ее видели верующие в храмах, в больницах, в домах – везде.

Пресвятая Богородица является и будет являться святогорцам, грекам, верующим, снова бросаться и опережать тех, кто прибегает к Ней и кто находится в опасности. Она является для всех Помощницей и доброй Защитницей, миром для борющегося с грехом. Как Она пришла, так и придет, это Ее дело, Она не отдыхает, но почивает в усталости Своих чад, поэтому никогда не опускает Свои молящиеся руки. Если Она когда-то наполнила пустые кувшины, разговаривала с монахами, становилась Вратарницей и хранительницей монастырей, неужели и сегодня Она не станет Питательницей в нашей бедности, ответом на вопросы о нашем одиночестве, хранительницей наших секретов, Матерью, Сестрой, Подругой? В православной духовности Божия Матерь – это не какая-то личность, хотя и очень важная личность, которая когда-то сыграла свою роль и закончила свое дело. Пресвятая Богородица и святые живы и присутствуют как на каждой Божественной литургии, так и в каждом смиренном и пламенном молении и взывании. Дева Мария часто возвращается в историю человечества в основном как Мать. Хорошая Мать знает, как выслушать, сострадать и любить. Наш мир сегодня осиротел, поэтому он сильно страдает и одинок. У него нет красивых идеалов и чувств, и поэтому он так горько страдает.

Послание Афонской Богоматери для современного мира является актуальным и важным. Она Сама молчаливо благовестила, говоря всем лично и доверительно:

– Не бойся боли, дитя мое, не будь робким, не сгибайся, не волнуйся и не беспокойся. Прими святую боль, согласись с ней, подружись с ней, полюби ее, как полюбила ее и Я. Но сделай это с сознанием, последовательностью, серьезным отношением, ответственностью и вниманием. Не потому, что ты не можешь поступить иначе, а с надеждой, что эта боль означает отвержение от греха, долг за ошибки, ключ к Царству Небесному. Сегодняшние неудачи, болезни, трудности, смущения и презрение – это Божие допущение, которое дается тебе для повторного исследования твоего пути, для духовного воссоздания, для повторной настройки твоей жизни...

Божия Матерь приносит облегчение тем, кто испытывает боль, потому что Она Сама испытывала сильную боль и стала настолько нежной и чувствительной к нашей боли, и только Она понимает нас. Обычно страдающий человек умеет сострадать. Живой опыт Пресвятой Богородицы – это острая и постоянная боль. Наша наполненная болью эпоха не должна искать, чтобы найти свое исцеление, а смиренно припадать перед Ее иконой и молиться о Ее помощи. Наша мучительно кричащая эпоха ищет смысла жизни и избавления. Проблемы нашей эпохи и страны являются чисто духовными.

Монахи продолжают свой добровольный труд аскезы, не позволяя лампаде Девы Марии погаснуть, чтобы наша надежда не утратилась

Понимая это, афонские монахи продолжают свой добровольный труд (боль) аскезы, не позволяя лампаде Девы Марии погаснуть, чтобы Ее лицо не осталось в темноте и чтобы наша надежда не утратилась. Согласно словам преподобного Максима Исповедника, боль лечится новой болью. Добровольно бдящие монахи молятся перед Афонской Пресвятой Богородицей. Они молятся о страдающих бессонницей, о вольно и невольно страдающих, об очень нуждающихся людях. Они уверенно молятся, что светопринимающая, светоносная и рожденная светом Богородица нежно распахнет Свой святой омофор, честной покров и покроет весь православный мир, призывающий Ее имя. Поэтому, молясь под Ее светом, наши молитвы будут услышаны и мы получим помощь, чтобы увидеть степень нашей незначительности и беспомощности, которая в конечном итоге оказывается победой. Но это не дает нам право гордиться, через восприятие Ее смиренномудрия мы становимся неуязвимыми для дьявольских и мирских сплетен, а испытания становятся ступенями для восхождения, зрелости и самопознания.

Это является великим благословением Афонской Пресвятой Богородицы для верующих, которое я пытался вам передать. Вам остается это сохранить. Я смиренно молюсь и всем сердцем надеюсь на это.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Из книги «Света гора. Богошествената планина»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить