Каковы наши мысли, такова и жизнь

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Картинка 1.jpg

24 июня / 7 июля 2019 г. Каковы наши мысли, такова и жизнь. Слово в Неделю 3-я по Пятидесятнице. (MP3 файл. Продолжительность 12:53 мин. Размер 8.84 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11: 34).

Возлюбленные верные христиане, сегодня в очередной раз Господь обращается к каждому из нас со страниц Священного Писания. На обычных житейских ситуациях и примерах Иисус Христос неоднократно приоткрывал перед Своими слушателями тайны Вечной Жизни. И здесь, говоря о человеческом глазе, Он наглядным вразумительным образом показывает: если у человека плохое зрение, то всё, на что он смотрит, приобретает уродливые формы. Всем нам знакомы такие глазные болезни, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и многие другие. Человек с плохим зрением не может рассмотреть предмет: он видит лишь его силуэт; яркие краски мира становятся тусклыми, и жизнь с искаженным зрением начинает менять формы. На этом физиологическом примере Бог показывает, что происходит с человеком, у которого нарушено духовное зрение. Духовное зрение, чтобы он мог различать путь зла и путь добра, чтобы он мог видеть волю Божию.

Но если нам понятно, что светильником тела являются глаза, то что же является светильником души? На этот вопрос отвечают нам святые отцы. Все они единодушно говорят, что светильником души является ум. Так, например, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что значит глаз для тела, то же самое и ум для души».

Итак, ум – это глаза души, и так же, как и физические глаза, он через зрение принимает в себя все то, что входит в него извне: явления и вещественного мира, и невидимых предметов, а в особенности мысли. Мысли непрерывным и нескончаемым потоком проходят через наш ум, не прекращаясь даже в течение сна. Святитель Феофан Затворник сравнивал движение мыслей в нашей голове с бесчисленным количеством комаров. Он пишет: «Мысли толкутся, как комары в своих столбиках». Сходное утверждение встречается и в современной науке. Учеными установлено, что у человека в голове рождается около 60 000 мыслей в день. О чем думает человек? Какие мысли занимают его ум?

Для человека, далеко отстоящего от Бога, все мысли заняты исключительно земными заботами. И заботы эти могут быть действительно важными с точки зрения мирской логики: заработать деньги, накормить и одеть семью. Есть мысли более извращенные: стать богатым, накопить капитал, отомстить врагам и многое другое. На духовные предметы такой человек не обращает никакого внимания, живет лишь мирскими интересами и совсем не вспоминает о Боге.

Чем ближе человек к Богу, образ его мыслей уже не носит такой раздробленный и хаотичный порядок. Мысли такого человека сосредоточены в Боге. И это мысленное пребывание в Боге дарит ему мир, спокойствие, радость и тишину. Такие мысли лишены переживаний, потому что все надежды возлагаются на Бога, Который дает всё нужное на потребу: и работу, и пищу, и одежду. И вот о таких людях, которые непрестанно питают свой ум размышлениями о Боге, апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет, что они имеют «ум Христов». (1 Кор. 2: 16).

Картинка 2.jpg
А что значит думать о Боге? Думать о Боге – это значит непрестанно ходить перед Его очами и жить в Его присутствии. Ум должен быть настолько прилеплен к Господу, чтобы ни мыслью, ни чувством не ослаблять своего внимания. Думать о Боге – это значит всегда говорить с Богом и обращаться к Нему в молитве, почему и святые отцы особое внимание уделяли кратким молитвам, чтобы через краткую молитву всегда пребывать памятью в Боге. Думать о Боге – это значит иметь в себе благоговейный страх оскорбить величие Божие своими греховными делами и поступками.

Архимандрит Фаддей (Витовницкий): «Каковы наши мысли, такова и наша жизнь»
Один известный сербский старец, архимандрит Фаддей (Витовницкий), говорил: «Каковы наши мысли, такова и наша жизнь». Это утверждение абсолютно верно, потому что с тем, о чем думает человек, начинает потихоньку соглашаться и его сердце. Поэтому всё, что происходит в нашей жизни, – это результат наших мыслей, которые были приняты сердцем и реализованы через действие – либо словом, либо делом.

Чтобы понять, о чем думает человек и какими мыслями живет, достаточно посмотреть на его жизнь и услышать, о чем он говорит. Как правило, это пустые беседы о политике, о спорте, о развлечениях… Даже и среди христиан можно редко услышать богоспасительные разговоры, в основном говорят о каких-то приземленных вещах, причем иногда делают это даже в храме Божием.

Проследив за обычным ходом мыслей и нашими желаниями, мы можем четко увидеть, к чему стремится наш ум и чего желает наше сердце. И подобное наблюдение покажет, сколько ложных богов мы в себе носим. Окажется, что у каждого свой бог, а Христос находится где-то на периферии нашего ума и нашего сердца. И Христос нам нужен только тогда, когда нас постигают какие-либо неприятности или скорби. Окажется, что на самом деле наш ум отдает наибольшее предпочтение каким-то тленным вещам, нежели Богу. И становятся понятными слова Господа Иисуса Христа из сегодняшнего евангельского чтения: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6: 24).

А если мы посмотрим на земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, то нигде в Священном Писании не обнаружим, чтобы Он спрашивал или заботился о земных благах. Он не спрашивал: что мы будем сегодня есть и пить? пойдем ли мы завтра покупать одежду? Нет, ничего подобного даже близко мы не встречаем. А вот Его ученики-апостолы подобные вопросы задавали, и неоднократно. И как правило, они более заботились о людях, которые могли остаться голодными. Но, как известно, «не хлебом единым жив человек». Поэтому в сегодняшнем евангельском слове Бог требует от нас, чтобы мы заботились прежде всего о своей душе, а все попечения о теле возьмет на Себя Бог.

Картинка 3.png
И, конечно, важно отметить, что иногда на ход наших мыслей незаметным образом влияет и потусторонний невидимый мир, мир духов. Как замечают святые отцы, если мысль от ангела является тонкой, возвышенной и дарящей успокоение и радость, то мысль от демона всегда смущает человека, погружает в беспросветную тоску и уныние. Человек, ведущий внимательную духовную жизнь, может заметить, как иногда в поток его спокойных мыслей внедряется некая иная отличная идея, несущая в себе мятеж и беспокойство или просто отвлекающая от чего-то богоугодного. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил, таким образом демон пытается прервать нашу мысленную связь с Богом и настроить частоту нашего духовного приёмника на свой лад. «Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту, – говорит старец Паисий. – Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-то в умиление, он – щелк! – переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. [Так] враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится».

Старец Паисий: «Враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится»
Находясь в тишине, я молюсь, все силы моей души заняты Богом – и вдруг навязчивая мысль начинает меня смущать различного рода вопросами: а выключил ли ты утюг в соседней комнате? а выпил ли ты таблетку? а закрыл ли ты входную дверь? а не забыл ли ты еще чего? Казалось бы, незначительная мыслишка о суетных предметах, но возникла она почему-то именно во время молитвы. Для нас важно понять, что брань диавола начинается именно с нашего ума, чтобы подчинить его и склонить на грех. Сначала приходит незатейливая мысль, затем мой ум начинает ее рассматривать и ею услаждаться, после этого человек переходит к действию, чтобы свою мысль реализовать, а уже затем наступает помрачение или ослепление ума. Человек, ведущий греховную и постыдную жизнь, ослепляет свой ум. Помраченный ум не способен трезво смотреть на определенные вещи, в ближнем он радостно ищет пороки и грехи, радуется его падению, спешит осудить, злословит. Такой человек отравляет своим присутствием всё окружающее, на всё налагает тень и носит в себе ад.

Грех начинается с мысли. Поэтому святые отцы советуют внимательно и с осторожностью относиться к мыслям, приходящим на ум. Борьба с мыслями является сложной, и, по учению некоторых святых отцов, такая борьба принимается Господом за мученичество. Иногда люди доводят себя до отчаяния, думая, что все те мысли, которые толкутся в их голове, являются плодом их фантазии. Но на самом деле это демон выдает желаемое за действительное. Умело маскируясь за мыслью, он внушает человеку, будто это его мысль, и тем самым терзает человека. А мысли бывают разные: и хульные, и блудные, и суетные.

При нашествии помыслов призывай имя Божие
Святые отцы при нашествии помыслов советуют почаще призывать имя Божие. Как сказано в 117-м псалме Давида: Все народы окружили меня, но я именем Господним воспротивился им; окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но я именем Господним воспротивился им. В толковании на этот псалом святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения нашего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова». Поэтому при нашествии помыслов будем произносить эту великую молитву вполголоса устами, неспешно, отделяя каждое слово и при этом имея чувство покаяния и осознания своей греховности, и Господь невидимо придет на помощь и сокрушит все козни врагов.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить