Наместник

Распечатать

«Монах все должен делать как служение Господу Богу», – напоминает первый наместник возрожденного монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский.

 

Иеромонах Иоанн – исполняющий обязанности наместника обители 

Иеромонах Иоанн (Лудищев) 1.JPG
Иеромонах Иоанн (Лудищев)

В настоящее время исполняющим обязанности наместника Сретенского монастыря является иеромонах Иоанн (Лудищев). На это послушание он определен 18 мая 2018 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с решением Священного Синода о назначении многолетнего игумена обители епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) митрополитом на Псковскую кафедру.

В Сретенской обители отец Иоанн (в миру Дмитрий Владимирович Лудищев) подвизается уже без малого два десятилетия.

Родился Дмитрий в 1974 году в городе Красноармейске Московской области. В возрасте 15 лет он принял святое крещение с наречением имени в честь преподобного Димитрия Прилуцкого (день молитвенной памяти – 11/24 февраля).

По окончании школы поступил в Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. После окончания института проходил обучение в ординатуре при кафедре инфекционных болезней в КИБ № 2 города Москвы.

В 1999 году Дмитрий пришел в Сретенский монастырь. Полученная профессия пригодилась монастырской братии: в течение пяти лет он трудился врачом при медицинском кабинете обители. Одновременно исполнял и другие послушания: работал на книжном складе, в казначействе монастыря.

Окончил специалитет Сретенской духовной семинарии.

После пяти лет трудов в обители, избрав монашеский путь, 2 января 2003 года Дмитрий был пострижен в мантию своим духовным отцом наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне митрополитом Псковским и Порховским, с наречением имени в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (день молитвенной памяти – 20 декабря / 2 января). В том же году отец Иоанн был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

С 2004 по 2018 год иеромонах Иоанн исполнял послушания благочинного монастыря и проректора Сретенской духовной семинарии.

Будучи благочинным обители, занимался изучением ее истории. В результате этой работы появились статьи об историческом прошлом Сретенского монастыря: его игуменах и строителях в XVIII и XIX веках, жизни обители в годы Отечественной войны 1812 года, во время революции и в первые десятилетия XX века.

 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Человеческая душа жива лишь тогда, когда она ищет Бога» 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) – человек, который по благословению Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла возродил наш Сретенский монастырь, собрал здесь монашеское братство, развернул большую просветительскую деятельность, построил новый храм, то есть фактически стал новым ктитором обители (ктитор (от греческого κτήτωρ) – основатель, создатель).

 

«Духовные законы – непреложны»

Митрополит Тихон (Шевкунов)
Митрополит Тихон (Шевкунов)

Владыка Тихон наставляет: «Верности ждет от нас Господь, верности, больше ничего. Верности Духу Божию. Верности нашей вере. Верности Христу».

Напоминает: «Преданность и верность Господу – бесконечное сокровище, хранящееся в каждом из нас. Только бы прочувствовать нам это и, как заботливому садовнику, ухаживать за плодом верности и преданности Богу, печься о нем, размышлять о нем, пестовать это чувство. И тогда, если возделывание этого плода мы поставим главнейшей своей целью, всё остальное приложится, как прилагается всё к любви и к истинной вере».

Замечает: «Человеческая душа жива лишь тогда, когда она ищет Бога. Даже если ты архимандрит, епископ, митрополит. Если останавливается поиск Бога, душа начинает мертветь».

О духовных законах владыка говорит: «В нашем мире существуют непреложные духовные законы. В них можно верить или не верить. Они могут нравиться или не нравиться. Но они непреложны, как, если хотите, закон всемирного тяготения».

Говорит также: «В Священном Писании сказано: “Даст тебе Господь по сердцу твоему”. Это относится не только к полезному для нас. Если человек или народ чего-то страстно желает себе во вред, то Господь вначале долго и терпеливо вразумляет и отводит от вожделенной, от пагубной цели. Но если в конце концов люди продолжают упорствовать, Господь “отходит в сторону”, предоставляя нам вкусить от плодов собственных заблуждений и самонадеянности. В результате мы получаем то, чего хотели. Только не в виде наших розовых фантазий, а в суровых реалиях – таких, какие они есть».

«Преданность и верность Господу – бесконечное сокровище, хранящееся в каждом из нас. Только бы прочувствовать нам это»

Предупреждает: «Есть непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Апостол Павел говорил: “Не давайте повода ищущим повода”» (2 Кор. 11: 12).

Предупреждает еще: «Есть такой духовный закон: никогда не ищи виновников на стороне, знай: виноват всегда в первую очередь ты. Это основа православной аскетики».

Объясняет: «Есть главная причина всех наших невзгод, есть ее главный виновник – это мы сами. Чтобы мы не строили никаких иллюзий. Если человек здоров, его иммунитет силен, он может сопротивляться внешнему воздействию вирусов, бактерий и так далее. Какие бы болезни к нему ни приступали, он преодолеет все. Мы знаем это по своему личному опыту. Если же наш организм ослаблен, если мы поступаем не так, как необходимо поступать для того, чтобы поддерживать наше физическое здоровье, – иммунитет, защитные свойства человеческого организма падают, и любая бактерия, любой вирус становятся причиной тяжкой болезни или любой другой, а иногда и причиной летального исхода».

Иеромонах Рафаил (Огородников)

Упоминает еще о таком духовном законе: «Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. В одной из проповедей он говорил: “Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы”».

 

«Они подвели к самому великому и главному – к вере» 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 года в Москве в семье служащих.

Это было время нового гонения на Русскую Православную Церковь. Н.С. Хрущев, ставший председателем Совета Министров СССР как раз в 1958 году, горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви. 

Никита Сергеевич Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 гг..jpg
Н.С. Хрущев

Началось массовое закрытие церквей, монастырей, духовных учебных заведений, епархий, бушевала агрессивная атеистическая пропаганда. Но все же вера в народе жила. Владыка Тихон говорил, что в те годы бабушки и тетушки часто крестили ребенка в тайне от неверующих родителей, и замечал о себе: «Крещен ли я был в детстве, никто не знал». Мир христианства откроется ему позднее – в годы учебы в институте.

Творческая натура Георгия проявилась уже в детстве. И, окончив школу, одаренный юноша поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – одного из самых знаменитых вузов страны.

«Мои студенческие годы – это конец 1970-х – начало 1980-х годов. Прекрасное, замечательное время, – вспоминает владыка. – Я был студентом сценарного факультета ВГИКа. Это был особый институт, в первую очередь потому, что там была удивительно домашняя, семейная атмосфера, очень дружеская обстановка. Мы жили обычной студенческой радостной, полной открытий жизнью, которая, впрочем, была очень напряженной: мы много и с охотой учились…

У нас были замечательные преподаватели. Многих из тех, кто учил нас тогда во ВГИКе, по идеологическим соображениям не брали в большие вузы, например, в университет. Такие преподаватели считались неблагонадежными, например, Мераб Константинович Мамардашвили, выдающийся философ, хотя сам себя он философом никогда не называл. Говорил, что философы – это Платон, Гегель, Кант, а он занимается философией. Наше институтское начальство на удивление как-то решало проблему с преподаванием у нас “неблагонадежных” профессоров».

Мераб Константинович Мамардашвили, философ.jpg
М.К. Мамардашвили, философ

Георгий и его однокурсники много читали, ездили по стране. А еще любили гулять по Москве, по Замоскворечью. «Все-таки Москва тридцать лет назад была во многом другая: более спокойная, доброжелательная, хранящая еще красоту старинных улиц. Эти прогулки, наши бесконечные юношеские разговоры и споры, столь важные тогда для становления личности, запомнились на всю жизнь как очень светлое ощущение», – напишет владыка о своей студенческой юности.

Студенты… стояли перед иконой и читали акафист

В те годы в обширной библиотеке ВГИКа не было даже Библии, не говоря уж о творениях церковных и религиозных писателей. Приходилось выискивать сведения о вере по крупицам то в учебниках по атеизму, то в произведениях классических философов. Огромное влияние оказала на студентов великая русская литература.
 

Владыка признается позднее: «Мы любили свою страну, но относительно власти и системы не питали никаких иллюзий. Наше поколение, отторгая навязчивый, лживый идеологический официоз, училось находить духовную опору сначала в русской и мировой культуре, литературе, а уже они постепенно подвели нас к самому великому и главному – к вере, к упованию и надежде на Господа Бога».

Примечателен такой эпизод из студенческой жизни тех лет. Общежитие нередко инспектировала комиссия во главе с проректором. Как-то раз такая нежданная проверка наткнулась на противоположные сцены: в одной из комнат стоял дым коромыслом и шла пирушка, а в соседней студенты, и Георгий Шевкунов среди них, перед иконой читали акафист. Появление высокой комиссии их не смутило: они спокойно продолжали молиться. В конце 1970-х репрессии могли последовать скорее за молитву, чем за обычные в студенческой жизни пирушки, но привыкшая ко всему администрация ВГИКа не стала наказывать ни тех, ни других. Что двигало студентами, молившимися в присутствии грозной комиссии: исповедничество или молодой задор? Трудно сказать. Но трусами эти парни точно не были.

Николай Николаевич Третьяков, архимандрит Иов (Кундря) и Ю.М. Лощиц.
Конец 1960-х - начало 1970-х гг. Село Малая Уголька Закарпатской области

Георгий с друзьями стал часто ходить в Тихвинскую церковь, что была недалеко от ВГИКа. Иногда их туда водил заслуженный деятель искусств, профессор Николай Николаевич Третьяков – тайком от институтского начальства. Время было непростое, за посещение храма и профессор, и студенты могли серьезно поплатиться. Но Николай Николаевич не боялся гонений. Фронтовик, человек духовный, он был выдающимся педагогом, благодаря которому к Богу пришли многие молодые люди.

«Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича Третьякова начиналось воцерковление»

Владыка Тихон позднее рассказывал о своем наставнике: «Вспоминаю его удивительные лекции, которые вводили нас в новый, неизвестный мир Божественного Духа. После лекций – посещение Третьяковской галереи, потом – храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем».

В Тихвинской церкви в те годы служил замечательный священник отец Владимир Чувикин (ныне настоятель храма Николо-Перервинского монастыря, ректор семинарии), и молодых людей до глубины души поражали его горячие проповеди.

Протоиерей Владимир Чувикин 1.jpg
Протоиерей Владимир Чувикин

Будущий владыка чувствовал потребность в духовном окормлении и начал общаться с недавно рукоположенным отцом Александром Шаргуновым, который тогда служил в Скорбященском храме на Ордынке (ныне митрофорный протоиерей, настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах). 

С отцом Александром приходилось беседовать не в церкви, где за ним следили, а… в метро

Протоиерей Александр Шаргунов

Нужно понимать, что в те годы встреча со священником была целым событием, а священника за любые контакты с молодежью могли наказать вплоть до запрета в служении. Так что отцу Александру и жаждущему духовного окормления юноше приходилось беседовать не в церкви, где за священником следили, а в метро. Отец Александр обычно ждал Георгия, уже будучи в светской одежде, чтобы избежать слежки. Они выходили из метро, бродили по улицам, и священник отвечал на многочисленные вопросы молодого человека, что внушало тому уважение и доверие.

Свою дипломную работу будущий владыка писал о патриархе Никоне: личность этого церковного иерарха и государственного деятеля произвела на него большое впечатление. Патриарх Никон был пострижеником соловецкого Анзерского скита, и молодой человек даже отправился на Соловки, чтобы собрать материал для своего диплома и воочию увидеть эти места. 

Важным для юноши оказалось знакомство с протоиереем Николаем Смирновым, сыном священника. 1928 года рождения, отец Николай учился в духовной академии у прошедших еще дореволюционную школу преподавателей. Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени. Отвечал на наивные вопросы юноши, рассказывал о патриархе Никоне, советовал, какой литературой пользоваться, – в общем, отнесся очень по-доброму и снисходительно.

Протоиерей Николай Смирнов 3.png
Протоиерей Николай Смирнов

В своих воспоминаниях отец Николай Смирнов описывает атмосферу тех лет. Он рассказывает о слежке за ним в 1970-е годы: «Ко мне кагебешники приставали. Сколько здоровья истратили мы с матушкой – до сих пор чувствуем! Ездили за нами: выхожу из дому – стоит машина, сидит там человек и читает газету. Я иду на автобус – складывает газету, заводит мотор и едет следом. Доеду – он уже автобус обогнал и меня “встречает”. Едешь в электричке – прямо сзади идут! Мы приобрели часть дома в Бабушкине – так там даже в окна заглядывали. Собака исходилась лаем, подходим к окну, а там высовывается голова. Матушка однажды не выдержала, пошла в милицию и сказала: “Я в школе училась стрельбе и стреляю хорошо, а у нашего соседа есть охотничье ружье. Я у него попрошу ружье и в следующий раз за себя не отвечаю!” После этого под окнами появляться перестали».

К окончанию ВГИКа Георгий ежедневно читал Евангелие, и постепенно это стало для него настоящей потребностью. В 1982 году обучение завершилось. Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься. До юбилейного 1988 года – года 1000-летия Крещения Руси, – когда произошел радикальный сдвиг к лучшему в отношениях государства к Церкви, оставалось еще долгих шесть лет.

Протоиерей Алексий Зотов
Протоиерей Алексий Зотов

Крестил юношу замечательный батюшка – отец Алексий Зотов – в церкви Николы в Кузнецах, одном из немногих храмов, которые не закрывались в годы гонений на Церковь. Вместе с Георгием крестились полтора десятка младенцев и несколько взрослых. Дети так истошно кричали, а батюшка произносил молитвы настолько неразборчиво, что молодой человек ничего за эти полтора часа не понял. Он не знал еще и того, что Господь уже избрал его и имеет на него большие планы.

«В Псково-Печерском монастыре мне открылся не сравнимый ни с чем мир» 

Задумав креститься, Георгий был так поглощен своим решением, что не подумал о крестном, и его крестной стала уборщица храма – одна из тех жертвенных «белых платочков», благодаря которым сохранилась Русская Церковь в годы гонений. Через эту глубоко верующую женщину, трудившуюся в храме не из корысти, а из жертвенной любви, Господь совершенно чудесным образом явил молодому человеку Свой Промысл и внушил ей сказать Георгию слова, которые определили всю его дальнейшую судьбу.

Она посоветовала крестнику: «Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы. Но когда приедешь в монастырь, сразу не уезжай, проживи не меньше десяти дней». «Хорошо, – ответил он, – посмотрим».

Через день Георгий взял билет на поезд Москва–Таллин и отправился в Псково-Печерский монастырь. Он еще не знал, что эта поездка перевернет всю его жизнь.



ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ОБИТЕЛЬ



Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – место удивительное: это одна из самых крупных и известных обителей в России, которая ни разу не закрывалась с момента своего основания в 1473 году. Здесь придерживались многовековых традиций, служили в намоленных за пять веков храмах, и – самое главное – здесь в те годы жили великие старцы и подвижники: «светлейший старец Печорский», как звали его иноки монастыря, архимандрит Серафим (Розенберг), великий «солнечный» старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Адриан (Кирсанов), архимандрит Нафанаил (Поспелов). Жива была память о великом наместнике архимандрите Алипии (Воронове; † 1975), схииеромонахе Симеоне (Желнине; † 1960) и других подвижниках Печор.

В Псково-Печерском монастыре в те годы жили великие старцы и подвижники

Георгий, первый раз в жизни оказавшийся в монастыре, прожил в Печорах, как и наказывала крестная, десять дней. Поначалу он сильно уставал от довольно тяжелых послушаний, о которых позднее вспоминал так: «На следующий день меня поставили колоть дрова и складывать их в огромные поленницы, возвышавшиеся на хозяйственном дворе, как необычайные многоэтажные избы. Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир».

С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу – на несколько минут. Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, – о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, – отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино – это язык. Им можно провозгласить: “Распни, распни!” А можно и прославить Бога». Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн (Крестьянкин) станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря.

Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь

Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника».

Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми. В последний из десяти дней он всей душой стремился в Москву. Но выйдя за ворота обители, молодой человек испытал настоящий шок. Он вспоминал позднее об этом так: «Первым чувством, охватившим меня, было неудержимое желание – бросить сумки и стремглав бежать назад! Такого я от себя никак не ожидал… Из кинотеатра выходила молодежь. Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим… И действительно – все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность».

Георгий (Шевкунов), послушник Псково-Печерского монастыря
Георгий (Шевкунов), послушник
Псково-Печерского монастыря

Владыка писал о том периоде жизни: «Единственное место, где я чувствовал себя хорошо, был храм. Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа – ничто не касалось моего сердца. Даже книги, даже любимые Достоевский и Толстой не задерживали внимания. Я понял, что совершенно изменился. А может, безнадежно испортился для этого, столь любезного для меня раньше, мира. Открылась другая жизнь, по сравнению с которой всё прожитое мною за двадцать четыре года не шло ни в какое сравнение». 

А Господь уже позвал молодого человека, и этот зов был подобен тому, что услышали когда-то молодые рыбаки из Капернаума: они просто не могли продолжать свою обычную жизнь и, бросив все, поспешили за Господом, чтобы стать Его учениками. Так и Георгий вскоре снова оказался в обители, променяв будущую блестящую карьеру, перспективу счастливой семейной жизни и прочие земные радости на тяжелые иноческие труды в Псково-Печерском монастыре.

Позднее, уже подвизаясь несколько десятилетий в монашеском чине, владыка Тихон делился: «Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы».

Один почтенный питерский протоиерей сказал как-то: «Один год Псково-Печерского монастыря – это все равно что пятьдесят лет духовной академии». И Георгий теперь начал учебу в этой монашеской академии, возрастая у ног своего духовного отца – великого старца Иоанна (Крестьянкина).

Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин Сретенского монастыря и духовное чадо владыки Тихона, вспоминал о тех годах: «Я часто приезжал к нему в монастырь и всегда замечал, с какой радостью он нес все послушания, среди которых были и не самые приятные, особенно на скотном дворе, где ему приходилось чистить коровники. С умилением я наблюдал за поведением огромного быка, наводившего ужас на монахов не только своими размерами, но и налитыми кровью глазами. Мало кого он впускал в свое стойло, но Гошу (так звали Георгия его друзья. – Ред.) он вынюхивал издалека и всякий раз призывно мычал. Стоило Гоше подойти к нему, как бык, словно ласковый щенок, принимался тереться о его руку».

З.М. Чавчавадзе с семьей, иеромонахом Тихоном (Шевкуновым)
и матушкой Фросей

О придирках и незаслуженных обидах говорил другу: «Неужели не понимаешь, что они учат меня смирению?»

Он же вспоминал: «Как ни старались вгиковские профессора, пророчившие Гоше великую славу, вытащить его из этого новообретенного и вожделенного для него мира, ничего у них не получалось. И, кстати, нередко благодаря монастырскому начальству, заступавшемуся за своего послушника. Но когда я замечал со стороны этого начальства чрезмерную строгость и несправедливую придирчивость к Гоше и говорил, что нельзя допускать столь незаслуженные обиды, он успокаивал меня: “Неужели ты не понимаешь, что они учат меня смирению? Я должен им руки целовать за такое попечение о моей душе!”»

Молодой послушник подвизался в Печорах четыре года, а в августе 1986-го был переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, возглавляемый митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), для участия в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

 

«Будешь строить монастырь» 

В течение девяти лет духовный отец старец Иоанн (Крестьянкин) не давал послушнику Георгию Шевкунову благословения на монашеский постриг, поставив условие: дождаться благословения матери. Но мама, хотя и благословляла сына служить Церкви в священническом сане, не хотела, чтобы он шел по монашескому пути. Старец же твердо стоял на условии: дождаться согласия матери. Говорил: «Если по-настоящему хочешь быть монахом, проси этого у Бога, и Он управит все в нужное время». И Георгий следовал наставлению духовного отца: спокойно ждал, доверившись Промыслу Божию о нем.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архимандрит Тихон (Шевкунов) 2.JPG
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архимандрит Тихон (Шевкунов)

Вспоминая годы своего послушания, владыка Тихон позднее говорил, исходя из собственного духовного опыта: «Истинные послушники получают от Бога бесценный дар – святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы».

И вот однажды, приехав к старцу в Печоры, Георгий рассказал ему, что скоро открывают Донской монастырь, который очень любили москвичи. И тут отец Иоанн сказал: «А ведь это пришло твое время. Иди проси у мамы благословения. Думаю, теперь она не откажет. А за то, что девять лет терпел и не самочинничал, увидишь, как Господь не оставит тебя особой милостью. Будет тебе подарок».

Донской монастырь 1.jpg
Донской монастырь

По молитвам отца Иоанна в этот раз мама неожиданно согласилась с давним желанием сына и благословила его иконой Божией Матери. А Святейший Патриарх Алексий II определил послушника Георгия в немногочисленную тогда братию московского Донского монастыря. 2 июля 1991 года, в самый день рождения, когда Георгию Шевкунову исполнилось 33 года, Святейший постриг его в монашество с именем Тихон – в честь любимого Георгием святого и покровителя Донского монастыря святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России 1.jpg
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России

Отец Тихон (Шевкунов) стал первым пострижеником возрожденной обители. В июле того же года он был рукоположен Святейшим в иеродиакона, в августе – в иеромонаха. Уже будучи иеромонахом, отец Тихон участвовал в обретении мощей своего Небесного покровителя – Святейшего Патриарха Тихона.

«Обратившись ко мне, отец Иоанн произнес: “А теперь слушай волю Божию…”»

Спустя два года после рукоположения, осенью 1993 года, под праздник Иверской иконы Божией Матери отец Тихон (Шевкунов) в очередной раз приехал к своему духовнику – старцу Иоанну (Крестьянкину). Он еще не знал, что в этот приезд получит от старца новое благословение, которое изменит всю его жизнь.

Позднее владыка Тихон рассказывал об этом так: «Батюшка взял меня за руку и подвел в центр алтаря, к престолу. Здесь он сделал три глубоких поклона, с благоговением приложился к Святой Трапезе и велел мне сделать то же. Потом, обратившись ко мне, он произнес: “А теперь слушай волю Божию…” Никогда до этого я не слышал от отца Иоанна подобных слов. “Ты вернешься в Москву и сразу пойдешь к Святейшему Патриарху, – объявил мне отец Иоанн. – Проси у него, чтобы он благословил тебя перейти из Донского в братию Псково-Печерского монастыря. Проси Святейшего, чтобы он благословил создание подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, и ты будешь строить это подворье”».

Владимирский храм Московского Сретенского монастыря. 90-е годы XX века

А нужно заметить, что к 1993 году в Русской Церкви было возрождено уже 360 монастырей, и с каждым месяцем их число увеличивалось. И отец Тихон знал, что многие из этих провинциальных обителей хотели иметь свои подворья в столице и так донимали Патриарха, что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил, чтобы с подобными просьбами к нему впредь не обращались. Все это отец Тихон и объяснил своему духовнику, но тот даже бровью не повел. «Ничего не бойся! – сказал он. – Иди к Святейшему и передай то, что я тебе сказал. Святейший все благословит».

Вскоре иеромонаху Тихону (Шевкунову) представился удобный случай встретиться с Патриархом, и он с замиранием сердца слово в слово передал Святейшему, что наказал ему духовный отец: и о переводе его в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К большому удивлению отца Тихона, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной, и в 1993 году отец Тихон был назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерской обители, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря.

Первые службы в Московском Сретенском монастыре

Спустя годы владыка Тихон вспоминал: «Со дня открытия подворья… всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва, благословение, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна (Крестьянкина). Он передал нам множество своих икон, в том числе и любимую – Владимирскую. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка следил буквально за каждым шагом в возрождающейся обители. А после того как отпала тревога по поводу закрытия Печор для паломников, именно отец Иоанн благословил просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь».

«В дни радостей и испытаний нас поддерживала молитва и благословение отца Иоанна (Крестьянкина)»

Отец Тихон говорил еще: «Братия Сретенской обители почитает батюшку отца Иоанна как старца, благословившего создание нашего монастыря, как своего молитвенника, духовного наставника и благодетеля. Каждый день мы возносим молитвы о упокоении его души. Его проповеди, письма и наставления – настольные книги братии обители, студентов семинарии и многих наших прихожан».

Владимирская икона Божией Матери - благословение обители от архимандрита Иоанна (Крестьянкина).jpg
Владимирская икона Божией Матери -
благословение обители от архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

В 1995 году отец Тихон стал наместником возрожденного Сретенского ставропигиального монастыря с возведением в сан игумена, в 1998 году он был возведен в сан архимандрита. Он также стал ректором созданной при монастыре духовной семинарии, руководителем издательства Сретенского монастыря и интернет-портала «Православие.ru».

Так старец Иоанн (Крестьянкин) вел будущего митрополита Тихона (Шевкунова) по жизни, открывая ему волю Божию.

«Отец Иоанн на самом деле – один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее как настоящее, – напишет о своем духовном наставнике владыка Тихон. – В древности таких людей называли пророками. У нас в Православной Церкви их именуют старцами… Да, это было самым главным: отцу Иоанну открывалась воля Божия о людях».

 

«Господь на то и ставит священника, чтобы он вел людей ко спасению» 

Владыка Тихон замечает: «Услышать, понять и почувствовать волю Божию о себе, а потом и найти силы эту волю Божию исполнить – думаю, это самое главное в жизни человека».

Говорит: «В каких-то обстоятельствах жизни найти волю Божию совсем несложно, потому что в Евангелии она выражена самым прямым образом. Но порой эти обстоятельства так запутаны, что очень сложно понять, как должен человек поступать. Да, духовнику порой очень непросто подвести человека к пониманию воли Божией. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение – это “искусство из искусств и наука из наук”».

«Жизнь священника, монаха, христианина – самое высокое в мире творчество, доступное человеку»

Объясняет: «Господь на то и ставит священника, чтобы он вел человека по воле Божией ко спасению».
 

Объясняет также: «Пастыри постепенно, шаг за шагом, открывают вместе со своими духовными детьми волю Божию. Через саму жизнь, через Священное Писание, через вопрошание более опытных людей. Это великий дар Божий в нашей Православной Церкви».

Владыка говорит еще о служении пастыря: «Жизнь священника, монаха, христианина – есть самое настоящее, самое высокое в мире творчество, доступное человеку».

Говорит также: «В миру мало кто догадывается, что такое священническое служение. С одной стороны, это ни с чем не сравнимое предстояние перед Господом, ежедневное открытие для себя всегда поразительного, исполненного любви и высших смыслов духовного мира. Но с другой – зачастую отторжение, непонимание знакомых, родных… – да что говорить! – очень многих людей. Личная, бытовая несвобода днем и ночью. В любой момент тебя могут позвать, и ты должен бросить всё и идти.

«Если в Церкви нет монашества – то Церкви не получится»

В священнике зачастую хотят видеть некий идеал. И правильно делают. Но когда в смоделированном идеале что-то реальной жизни не соответствует, человек подвергается самой жесткой, а порой и беспощадной критике. Общество подходит к нам с самыми строгими мерками. Впрочем, нахожу в этом только пользу».

Сожалеет: «То, что сегодня большое количество людей в нашем народе ничего не знает о Христе, о Боге, о своей собственной душе, не познакомилось даже с самим собой, – это упрек не им, мирянам, овцам, прошу прощения, а нам с вами, пастырям в рясах и крестах. Это мы не донесли до них главное. Это мы виноваты! С нас и спросится. На иконах Страшного суда кто первыми идут в ад? Архиереи и священники. Мы недоделываем, недоносим, кричим: “Спасайтесь!”, но кричим так, что люди не поймут, чего опасаться, от чего спасаться. Значит, не смогли донести Благую весть о том, что Бог готов соединиться с каждым человеком. А надо донести так, чтобы каждый это понял».

 

«Монах все должен делать как служение Господу Богу» 

Владыка Тихон всегда высоко ценил монашество. Как-то он сказал: «Я очень рад за наши русские монастыри: Россия показала, что она может продуцировать монашество. Как-то раз во Франции ко мне подошли люди, которые хотели создать французскую Православную церковь, и спросили мое мнение. Я сказал: “У вас ничего не получится”. – “Почему?” – “У вас нет монашества”. Если в Церкви нет монашества, как бы к нему ни относиться, если в общине большой нет монашества, то Церкви не получится. Это мое сугубо личное мнение».

Владыка Тихон говорит о принятии монашества и священного сана: «С принятием монашества и священного сана в нашей жизни изменяется очень многое, но не всё. Гнездящееся внутри древнее зло всегда будет преследовать нас и никогда не оставит попыток снова вкрасться и овладеть своей главной целью – нашей душой. И лишь мужественная борьба со злом ради удивительной и для многих непонятной цели – чистоты нашего сердца – оправдывает нас перед Богом. Но если этой борьбы Христос не видит, то Он отходит от такого священника, монаха, мирянина и оставляет его наедине с тем, что тот сам упорно избирает для себя. А выбор этот всегда один и тот же – никогда не насыщаемая гордыня и стремление к удовольствиям мира сего. Проходит время, и рано или поздно эти страсти оборачиваются к оставившему Бога человеку своей истинной, ужасающей стороной. Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом».

Патриарх Кирилл и архимандрит Тихон (Шевкунов). Выставка Возрождение. 2011 г..JPG
Патриарх Кирилл и архимандрит Тихон (Шевкунов). Выставка "Возрождение", 2011 г.

Замечает: «Монах – это штучный продукт, который возрастает очень долго. И сейчас, находясь в монастырях, я поражаюсь, какие по-настоящему добрые, смиренные, разумные монахи у нас начинают появляться. Бывают всякие, бывают, как у Достоевского, Ферапонты, злобные, которые кричат на братию, я этого не отрицаю. Но эти злобные переродятся, придут и они в праведное состояние».

Замечает еще: «У нас Господь всем управляет, именно Господь нас всех взращивает. Как авва Агафон говорил: “Сиди в своей келье, она тебя научит всему”. Все меняется, когда выстаивается человек, когда монах приходит в некий духовный возраст, который часто не соответствует физическому».

Делится: «Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания Тартуского университета в 30-е годы прошлого века ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 60 лет. Во время той беседы отец Серафим заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах».

Владыка Тихон на строительстве нового храма Сретенского монастыря.jpg
Владыка Тихон на строительстве нового храма Сретенского монастыря

Делится также: «Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное – несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему, – то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее. Помните: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею”? А такая любовь невозможна без верности и преданности».

Объясняет еще: «Если человек не смирится – он не станет монахом. Ему не откроется Бог – Такой, Какой Он есть, не в книжках и рассказах других людей, а познанный на собственном опыте. И бесцельно пройдут годы и десятилетия. В осуждение будут самые высокие духовные саны – священство, игуменство, архиерейство».

«Монах не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к этому его призывает»

Владыка говорил братии Сретенского монастыря: «Главная задача монастыря – помочь монаху оставить мир и всё, что в мире, для служения Богу и людям во спасение своей души».

Говорит также: «Путь может быть деятельный, может быть созерцательный, главное – постичь волю Божию о себе. Если против воли Божией уйти в пустыню, то подвиг будет во грех и в погибель. И наоборот».

Объясняет: «Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает».

Митрополит Псковский и Порховский Тихон

Владыка замечает: «Данное нашему Сретенскому монастырю послушание – воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя? Удивительные приходят к нам в семинарию ребята. Я искренне ими восхищаюсь. Мы издаем книги, это и внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это и духовное послушание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным). Или внутреннее служение – это только келейная молитва и богослужение? Думаю, это неправильно».

Делится: «Мы стали строить скит в Рязанской области, чтобы иногда уйти от толчеи и шума. И нашли там новых прихожан, разрушенные храмы, даже колхоз получили в попечение. Пришлось возродить целое село, чтобы был храм, чтобы люди жили вокруг».

Замечает еще: «Новый храм нужен нашим прихожанам. Они на большие праздники не помещаются в старом храме и вынуждены стоять на улице. У братии же нет потребности в большем храме. Получается, что это внешняя деятельность? Святые отцы говорили, что монах все должен делать как служение Господу Богу – хоть двор мести, хоть за плитой стоять. Наверное, если делать так, то и вопросов подобных не возникнет».

***

Митрополит Тихон (Шевкунов) – человек деятельный, творческий, многогранный. Владыка – председатель Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, автор и руководитель масштабного проекта экспозиций «Россия. Моя история». Он также академик РАЕН, ведет широкую общественную деятельность.

Владыка – автор широко известных фильмов «Псково-Печерская обитель» (гран-при XII Международного фестиваля православного кино и телепрограмм «Радонеж»), «Гибель империи. Византийский урок» (премия «Золотой орел»), «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» – об истории Серафимо-Дивеевского монастыря в советские годы.



ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. ВИЗАНТИЙСКИЙ УРОК



В 2011 году вышла книга владыки Тихона «“Несвятые святые” и другие рассказы», которая стала выдающимся явлением в культурной жизни России, завоевала множество престижных литературных премий, выдержала 14 изданий и переведена на многие языки. Суммарный тираж книги составил 2 500 000 экземпляров.



СКАЗЫ МАТУШКИ ФРОСИ О МОНАСТЫРЕ ДИВЕЕВСКОМ



Митрополит Тихон (Шевкунов) награжден церковными и светскими орденами, в том числе орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, преподобного Нестора Летописца, орденом Дружбы. Он трижды лауреат национальной премии «Человек года».

В 2015 году хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

14 мая 2018 года решением Священного Синода владыка Тихон (Шевкунов) назначен Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии. 17 мая 2018 года за Литургией в храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 года назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря Порховского района Псковской области.

С. Ивлева_Портрет митрополита Тихона.png
Портрет митрополита Тихона. Худ. С. Ивлева
27 декабря 2018
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить