Верю в Промысл Божий

1.png

На следующий день после Рождества Христова мы слышим евангельское чтение о бегстве Христа в Египет. Поражает, как почти сразу после рождения Господь, еще будучи младенцем, стал гоним. Христа, когда Ему не было еще двух лет, захотели убить, так что Его Матери пришлось спасаться бегством в далекий Египет. 

Но мы знаем, как промыслительно было это бегство. Как Христос еще в детском возрасте освятил Египет Своим присутствием. Как при Его появлении падали идолы египетские, и египтяне поняли, что к ним пришел Некто Великий, пришел Тот, Кто больше их богов. Так Господь даже злобу царя Ирода направил к пользе – для проповеди пришествия в мир Бога.

Промысл Божий… как он удивителен! Как порой, оглядываясь на свою жизнь, мы видим, насколько промыслительными, важными, даже необходимыми для нас были события, какое-то время назад казавшиеся ужасными.

Сегодня мы совершаем память одного из новомучеников Церкви Русской – священномученика Михаила Чельцова. Он был расстрелян в самый день Рождества Христова в 1931 году и, по воспоминаниям, идя на расстрел, пел рождественские песнопения. Пройдя через различные лишения, пережив тюремное заключение, он приобрел эту глубокую веру в Бога, которой наполнены его воспоминания, его письма.

Наше Издательство буквально недавно как подарок к этому празднику выпустило книгу воспоминаний и писем священномученика Михаила, которая так и озаглавлена: «Верю в Промысл Божий». Читая эти письма, которые отец Михаил писал супруге, поражаешься, как человек сохранял бодрость духа в нечеловеческих условиях советской тюрьмы.

2.jpg

В 1922 году будущего священномученика вместе с митрополитом Вениамином Петроградским приговорили к смертной казни. Позже он был амнистирован и принял мученическую смерть почти через 10 лет. Но тогда несколько недель он провел в камере, будучи уверенным, что сегодня-завтра будет казнен. Его воспоминания об этом периоде жизни очень ярки, в них хорошо видно, как человек растет духовно. Сначала, когда ему только объявили приговор, он не мог найти себе места, ожидал амнистии, находил утешение в чтении каких-то светских книг. А незадолго до освобождения уже совершенно спокойно сам себе читал «отходную» – уже будучи готовым к встрече с Богом. 

За несколько дней до кончины он скажет одному из заключенных с ним такие слова: «Прожита жизнь, не всегда легкая. Дети уже выросли, и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни. Меня Господь призывает к себе таким благословенным путем». В этих словах – мир Христов, в них – твердое упование на Бога, и в них – непоколебимая вера в Промысл Божий.

Иеромонах Афанасий (Дерюгин)

* * *

6 января 1923 года. Воскресенье, 8 часов вечера

Взялся за перо часа два тому назад. Но пришел воспитатель, бездельничающий на дежурстве, решив поболтаться среди нас. Вот всё значение наших воспитателей. Они должны влиять на преступный элемент, умственно развивая и нравственно возвышая. А их эти несчастные совсем не видят, ими воспитатели совсем пренебрегают и проводят всё время или скучая от безделья в своей канцелярии, или обиваясь около интеллигентных заключенных… Сидит он у нас вот уже два часа, перебрали с ним уже всякие темы, и я решил пренебречь правилами гостеприимства и взялся писать. Сегодня часов в пять вечера Богоявленский экстренной эстафетой был уведомлен, вероятно от супруги, что он получил амнистию, о чем он немедленно возвестил нам. В каком размере амнистия – не уведомляют его. Эта весть, кажется, встревожила несколько одного лишь епископа Венедикта маленькой досадой и завистью.

Изображение из iOS (2).jpg
Фото: grad-petrov.ru

Суббота, 10 часов утра

Вчера не дали мне закончить. Дописывая вышеизложенные строки, я сказал что-то об амнистии и о нашем выходе из тюрьмы. Поднялись разговоры. Я строил, а другие подтверждали и обосновывали такой силлогизм. (Ну-ка, Семенка, повтори это слово. Да и Машуха небось скороговоркой не скажет.) Мы себя считаем совершенно невинно в тюрьме сидящими.

Изображение из iOS (3).jpg
Фото:grad-petrov.ru

Но невинны в этом деле – виновны в других. Значит, нужно пострадать за всю свою прежнюю жизнь и перестрадать вообще свою греховность, искупить себя, а для этого нужно переродиться. Но чувствуем ли мы каждый сам за себя, а тем более замечаем ли мы, что хотя бы несколько, хотя немного изменились к лучшему и, таким образом, крест свой несем достойно и праведно? Лучше ли мы нравственно стали в тюрьме? И единогласно решили, что в «Особом Ярусе» на Шпалерной в ожидании смерти мы действительно стали было нравственно возрастать и ближе к Богу, но здесь опять распустились, обмирщились. Поэтому мы не можем и не должны думать о скором выходе и просить Господа извести нас из темницы в ближайшее время. Нужно сначала заняться нравственным самовоспитанием, нужно постараться, чтобы тюрьма была купелью рождения в пакибытие, а страдания наши – крестом распятия греховности всей нашей жизни. При таких разговорах, кои вели мы одни духовные, без мирян, на душе стало легко и радостно. Действительно, если мы за церковное сидим, то по-церковному, то есть по-Божьему, мы и вести себя должны. А когда так станем к Богу приближаться, тогда Он нас и из тюрьмы изведет. Захотелось почитать что-либо, что и разум бы наш волновало, а сердце перерождало.

Михаил Чельцов.jpg
Фото: grad-petrov.ru

Знаний у нас у всех куда как много, и больших для остатка дней наших не требуется. А сердце всё еще остается жестким, себялюбивым. У Богоявленского нашелся Печерский патерик, и мы принялись из него кое-что вычитывать. Надумали каждый вечер посвящать доброму сердечному чтению и самовоспитанию. Так приятно закончили мы вчера свой крещенский праздник. Под влиянием ли успокоительного вечера или по другим условиям, но уснул я быстро и спал крепко. Как бы хотелось, чтобы вы, дорогие мои все, тоже побольше обращали внимание на свое сердце, чтобы не ссориться, не раздражаться, а тем более не браниться и не драться. Я крепко верую, что Бог и меня от вас отдалил, и вас оставил с добрейшей и любвеобильнейшей мамой затем, чтобы вы научились сами себя воспитывать примером любви мамы и невинными страданиями отца. Конечно, тяжело, и особенно в ваших молодых детских годах, принимать любовно обиды, а тем более несправедливость, но надо научиться это делать. Тяжело «спустить» в первый, во второй раз, а в третий совсем будет легко. Дай, Господи, хоть немножко внять вам этим моим словам! А как дело с настройкой пианино? Если не ладится, то съездите на Литейный, 60, около Невского, в правление музыкальных инструментов. Там вам скажут адрес ближайшего к вам настройщика. Потом с этим сговоритесь. Возьмите адреса двух-трех настройщиков. Желаю всем добрых успехов. Старайтесь – не ленитесь. С учением тяжело жить, а без учения совершенно невозможно будет. Вчера в газетах сообщили, что немцу Круппу (известный завод пушек и т. п. в Германии) сдано на Дону у нас 20 000 десятин земли для зернового хлеба.

Изображение из iOS (4).jpg
Фото: grad-petrov.ru

Тут немец, в другом месте англичанин, там француз – так и распродается русская землица с ее богатствами. А эти иноземцы на работу к себе будут брать только ученых людей, а неучам и землю пахать не дадут. Вчера мы вычитали в газете «Правда» за четверг приятное для нас с Павлушей официальное распоряжение правительства, что оно отказывается производить наступающей весной очередной призыв на военную службу родившихся в 1902 году. Значит, еще не призван 1902 год, и его призыв откладывается. Если ничего не совершится воинственного, то, Бог даст, Павлуша кончит курс и без военного перерыва. Дай Господи… Храни вас всех Бог. Всех целую. Ваш папа.

Из книги: Верю в Промысл Божий. Изд-во Сретенского монастыря, 2022

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить