«Дуб – русский!»

5 апреля 2019 года – 125 лет со дня кончины архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – подвижника, ученого-византолога, главы Русской духовной миссии на Святой Земле в течение почти 30 лет. Но самым главным деянием отца Антонина, за которое мы, потомки, ему безмерно благодарны, было создание Русской Палестины. Несмотря на значительные противодействия со стороны как чужих, так и своих, он приобрел на Святой Земле 13 участков, среди которых Мамврийский дуб, Елеон, Горняя, место в Гефсимании, гробница Тавифы, подворье у берега Галилейского моря. Там были созданы храмы и монастыри Русской Православной Церкви, комплексы для приема паломников. На этих святых местах совершается Литургия, возносится православная молитва.

Эти участки приобретались отцом Антонином в условиях жесточайшей конкуренции с католиками и протестантами, которые скупали в Палестине практически все. Да и местное мусульманское население отнюдь не с распростертыми объятиями встречало православных. И нужны были особое горение, настойчивость, дерзновение, стойкость, а порой и изворотливость, чтобы исполнить то, что задумал и сделал архимандрит Антонин. Вечная ему память и вечная наша горячая благодарность!

1. Архимандрит Антонин (Капустин).jpg
Архимандрит Антонин (Капустин)

Непримиримый Хеврон

Одной из первых и едва ли не самой замечательной покупкой отца Антонина был знаменитый Мамврийский, или Авраамов, дуб близ Хеврона, около которого, согласно бытописателю, патриарх, отец верных, принял трех таинственных Странников.

С древнейших времен в преданиях местного населения сохранилось убеждение, что принадлежащее ныне русским урочище, так называемое «Хирбэт-эн-зибта» в получасе ходьбы от Хеврона, и есть библейская именитая дубрава. Это предание передавалось из поколения в поколение, и об Авраамове дубе говорят многие свидетели древности, историки и паломники. Огромный дуб особой палестинской породы, с тремя широко разросшимися ветвями, выделяющийся своей величиной среди виноградников и маслин, с давних пор является объектом религиозного почитания местного населения именно как дуб Авраамов.

Следует заметить, что арабское население Хеврона считалось всегда наиболее фанатическим из всех мусульманских племен Палестины. Непримиримость хевронских шейхов была общеизвестной. Христиане проникают туда очень поздно и доныне в малом числе. Первым христианским просветителем, не убоявшимся поселиться в Эль-Халиле (арабское название Хеврона), был наш отец Антонин.

Первым христианским просветителем, не убоявшимся поселиться в Хевроне, был наш отец Антонин
Передается любопытное местное предание мусульман-арабов, предвозвещающее тяжкие бедствия, едва ли не гибель ислама, как только в Хевроне, месте погребения патриархов Авраама, Исаака и Иакова, зазвучит колокольный звон. В середине ХIХ века это было поистине немыслимо. Следует, однако, указать, что в 1925 году патриархом Дамианом в сослужении русского архиепископа Анастасия (Грибановского) освящен богатый трехпрестольный русский храм вблизи дуба, и колокольный звон с тех пор неприятно напоминает хевронским шейхам древнее мусульманское предание.

Фанатической непримиримостью отличились хевронские арабы и в тревожные дни еврейско-арабских волнений в августе 1929 года, напомнив о ней исключительно жестокими выступлениями. Но вернемся к истории приобретения нами этого знаменитого дуба.

2. Дуб Мамврийский. Фото конца 1870-х годов.jpg
Дуб Мамврийский. Фото конца 1870-х годов

Покупка – дело не простое

После тщательных разведок на месте и серьезного размышления отец Антонин решил попытаться приобрести дуб. Какой бы ни маловероятной и рискованной могла показаться подобная идея, у отца архимандрита для этого были и свои основания. Это решение поддерживал в нем и драгоман миссии Яков Егорович Халеби[1].

Самый участок с библейским древом, сравнительно небольшой, принадлежал уже более 70 лет некоему Ибрагиму Шаллуди, получившему его в наследство от своего отца Османа. Ибрагим, кроме чисто религиозных соображений, дорожил своей собственностью также как довольно выгодной статьей дохода и продавал заезжим туристам – немцам и евреям (которых арабы очень недолюбливали всегда) – метки, сучки и листики от священного древа для столярных поделок. На основании тщательно и осторожно собранных сведений являлась вероятность предполагать, что Ибрагим не прочь будет продать даже и самую святыню.

Трудность была только в формальности, как узаконить продажу. Конечно, нельзя было и думать о том, чтобы действовать открыто и законным путем купить дуб на русское имя. Тут-то и оказал неоценимую услугу Яков Егорович (подданный Османской империи. – Ред.).

Снабженный деньгами, соответствующими документами и всем необходимым для своей неожиданной и новой роли, зимой 1868 года он явился в Хеврон, переодетый под видом купца из Алеппо. Была та специфическая для Палестины зимняя непогода с дождями и ветром, в тот год особенно сильными. Яков Егорович, осторожно играя свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл в Хевроне довольно долго. Дело двигалось вперед очень медленно, но всё же была надежда на сговорчивость Шаллуди.

Яков Егорович радостно взбежал на лестницу, помахивая купчей: «Дуб – русский, дуб – русский!»
Как-то раз, когда перестала непогода и настали несколько ясных и теплых дней, неожиданно радующих взор посреди палестинской дождливой зимы, Яков Егорович решил провести ночь под самим священным древом. Только он устроился на ночлег и завернулся, чтобы уснуть, как вдруг раздался выстрел и над его головой просвистела пуля какого-то фанатика араба, спрятавшегося вблизи и, по-видимому, имевшего какие-нибудь основания подозревать таинственного алеппского купца. Покушение, слава Богу, не удалось, но показало ясно опасность, которой подвергался смелый путник, и оправдало столь известный фанатизм хевронцев.

Всё же наконец после длительных и томительных переговоров, которые арабы такие мастера затягивать, комбинаций предосторожности, бесчисленных бакшишей, тоже столь необходимых в той среде, Шаллуди продал участок земли с дубом Якову Егоровичу, на что был немедленно составлен законный владельческий акт (кушан) на его же, Якуба Халеби, имя.

От очевидцев пришлось слышать о встрече его с отцом Антонином в Иерусалиме. Отец архимандрит ожидал приехавшего Халеби у входа в зал на лестнице в здании миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру отца Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая кушаном и крича: «Дуб – русский, дуб – русский!» Отец Антонин широко раскрыл ему свои объятия и, радостно обняв его, расцеловал.

3. Монастырь Святой Троицы или Подворье в честь святых праотцев. Хеврон. Освящен в 1925 году.jpg
Монастырь Святой Троицы или Подворье в честь святых праотцев.
Хеврон. Освящен в 1925 году


[1] Халеби Яков Егорович – ближайший друг, единомышленник и сподвижник архимандрита Антонина, который помогал ему скупать участки на Святой Земле. Дело в том, что турецкое правительство (тогда владевшее Святой Землей) препятствовало приобретению земельных участков иначе, как только на частных лиц турецкоподданных. Это запрещение отцу Антонину и помогал обходить Яков Егорович, приобретший большинство участков на свое имя и после смерти отца архимандрита переведший их на имя русских.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить