Сретенский Месяцеслов

Вторник, 30 апреля
17 апреля ст. ст.

Страстная седмица. Великий Вторник.
Пост

Великий Вторник

Преподобного Зосимы,
игумена Соловецкого

Святые дня
Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мч. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Совершается служба с полиелеемПрп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Св. Михаила исп., пресвитера (1935). Сщмч. Феодора пресвитера (1942).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Мф., 90 зач., XXII, 15 – XXIII, 39. Лит. – Мф., 102 зач., XXIV, 36 – XXVI, 2.

Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании. Во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24: 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21: 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11: 18), «послушаше Его в сладость» (Мк. 12: 37).

Из евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться.

Притчей о десяти девах начинается синаксарь на Великий Вторник. Церковь внушает всегдашнюю готовность к сретению Небесного Жениха целомудрием, милостыней и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. «Целомудрие высоко, – говорит Церковь, – но сохраняющий оное да не небрежет и о других добродетелях, паче же о милостыне, которою свеща целомудрия просвещается». Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался крик: «Се, Жених грядет!» Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак, и двери затворились. После приходят и юродивые, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. «Господи, Господи, – вопиют они, – отверзи нам», но Он отвечает: «Не вем вас». Сообразно с притчей о десяти девах, преимущественно избранной для назидания верующих в Великий Вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает нас к исправлению нашего поведения и к целомудрию, особенно представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.

Евангельскую притчу о десяти девах Церковь приводит на память в назидание нам с древних времен. О ней упоминает в этот день преподобный Исидор Пелусиот, живший в начале 5 века. В 8 веке преподобный Косьма Маиумский написал для Великого Вторника двупеснец, сейчас исполняемый Церковью на утрене в этот день.

На утрене в Великий Вторник Церковь благовествует о злобе первосвященников и старейшин иудейских против Иисуса Христа. Фарисеи совет восприяша, яко да обольстят его словом, во еже предати Его начальству (Лк. 20: 20), не представляя при своем духовном ослеплении, что над ними исполнятся слова пророка: «И паде в яму, юже содела». Итак, притворяясь праведниками, приступают к Иисусу Христу с разными коварными, искусительными вопросами сначала фарисеи, полагавшие, что иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от язычников, платить дань только Богу в Его храм; потом иродиане, утверждавшие, что должно платить подать кесарю, от которого Ирод получил свою власть. Фарисеи с иродианами спрашивали Господа, «достойно ли есть дати кинсон кесареви или ни»? Но слышавше Божественный ответ Спасителя, «дивишася: и оставльше его отыдоша». «В тот же день приступили к Нему саддукеи, иже глаголют не быти воскресению мертвых», и спросили Господа о силе супружеского закона ужичества по воскресении мертвых. «И слышавше народи ответ Господа дивляхуся о учении его. Фарисеи слышавше, как посрами саддукеи, собрашася вкупе на Господа и на Христа, и спрашивали: "Кая заповедь больши есть в законе?"» Но Господь своим Божественным ответом и вопросом о Христе «Чий есть Сын?» обличил, посрамил их неведение и упорство и совершенно заградил уста лукавствующих, так что «никтоже можаше отвещати Ему словесе, ниже смеяше кто от того дне вопросити Его».

Видя крайнее огрубение, лицемерие и беззаконие книжников и фарисеев, Иисус Христос произнес на них к народу и ученикам своим сильную обличительную речь, в которой, многократно взывая к ним: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», называл их людьми, которые глаголют и не творят. Возлагают бремени тяжка на плеща человечески, перстом же своим не хотят двигнути их; вся же дела своя творят, да видими будут; любят преждевозлегания на вечерях, преждеседания на сонмищах, целования на торжищах и зватися от человек: «Учителю! Учителю!» Затворяют Царствие Небесное пред человека и сами не входят; снедают домы вдовиц; преходят море и сушу сотворити единаго пришельца и творят его сына геенны сугубейша себя. Называл Господь их людьми, которые суть вожди слепии и буи, оцеждающии комары, велъблюды же пожирающе; очищающие внешнее, внутри же полни хищения и неправды, лицемерия и беззакония; которые суть змия порождения ехиднова. После этих сильных обличений Господь угрожал Иерусалиму запустением, предсказывая иудеям, как «не имате Мене видети отселе, дондеже речете: "Благословен Грядый во имя Господне"» (Мф. 22: 15; 23: 39). На Литургии в Великий Вторник Церковь продолжает благовествовать проповедь, начатую в Литургийном Евангелии Великого Понедельника. О дне же и часе Второго Пришествия Христова и кончины века «никтоже весть, токмо Отец Мой един». Течение обыкновенных дел не прекратится. «Бдите убо, яко невесте, в кий час Господь ваш приидет… Блажен раб, его же, пришед господин его, обрящет бдяща!»

Свою беседу о днях запустения Иерусалима и кончине мира Господь заключает притчами о десяти девах и о вверенных нам от Бога талантах, в употреблении которых Господь некогда потребует от нас отчета. Поучает Господь сими притчами непрестанному духовному бодрствованию для неопустительного исполнения воли Божией и для постоянных ожиданий внезапного славного пришествия Господа на суд, употребление дарованных нам от Бога сил к славе Его и благу ближних. Упомянув в притчах о последнем Своем пришествии на всеобщий суд, Господь предвозвещает и о том, что Он произнесет этот Страшный Суд над миром. Окончив вся словеса Своя, Господь объявляет ученикам: «Весте, как по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф. 24: 36; 26: 2).


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ЗОСИМЫ, ИГУМЕНА СОЛОВЕЦКОГО

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.

В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.

Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келлию и ограду, начали возделывать и засевать землю.

Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.

Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма.

Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465-м году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения.

Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478-м году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462‒1505) бояре были казнены.

Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма (†17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.

Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование «пчельник». К преподобному Зосиме часто прибегают за помощью и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.


Тропарь преподобному Зосиме Соловецкому. Глас 4.
Изволением Божественнаго разума/ вселился еси в пустыню,/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонуду же Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди яко же обещался еси,/ посещая чад твоих,// Зосимо преподобне, отче наш.
Кондак преподобному Зосиме Соловецкому. Глас 8.
Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения./ Тем зовем ти:// радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.
Величание преподобному Зосиме Соловецкому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Зосиме,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.