Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 1 февраля
19 января ст. ст.

Седмица 35-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Поста нет.

Преподобный Макарий Великий

Святые дня
Святитель Марк Евгеник, архиепископ Ефесский (1444); блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (1392); преподобный Макарий Римлянин, Новгородский (XVI). Преподобный Макарий, постник Печерский, в Ближних пещерах (XII); преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV); Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652); мученица Евфрасия дева (303); преподобный Макарий Александрийский, иеромонах (394–395); преподобный Антоний Марткопский, столпник (VI) (Груз.); святитель Арсений Керкирский, архиепископ (VIII); преподобноисповедник Евфимий (Кереселидзе), игумен (XX) (Груз.). Священномученик Петр Скипетров, пресвитер (1918); священномученик Николай Восторгов, пресвитер (1930); мученик Феодор Гусев (1940).
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО, ЕГИПЕТСКОГО

Преподобный Макарий ро­дил­ся в Егип­те око­ло 301 го­да. С лю­бо­вью и усер­ди­ем по­слу­жил он сво­им роди­те­лям в ста­ро­сти, ис­пол­няя за­по­ведь о почитании ро­ди­те­лей, и по кон­чине их сделался совер­шенно сво­бод­ным от жи­тей­ских за­бот.

Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца-ино­ка преподобный Ма­ка­рий стал про­хо­дить без­молв­ное ино­че­ское жи­тие и ру­ко­де­лие. Сна­ча­ла он по­се­лил­ся в пустынном ме­сте неда­ле­ко от се­ле­ния, где жил, потом пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Нит­рий­скую го­ру в Фа­ран­ской пу­стыне.

Про­жив три го­да в пу­стыне, он по­шел к преподобному Ан­то­нию Ве­ли­ко­му († 356), от­цу египетского мо­на­ше­ства, о ко­то­ром слы­шал, еще живя в ми­ру, и го­рел же­ла­ни­ем его ви­деть. Преподобный ав­ва Ан­то­ний с лю­бо­вью при­нял блажен­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый сде­лал­ся его пре­данным уче­ни­ком и по­сле­до­ва­те­лем.

С ним пре­по­доб­ный Ма­ка­рий жил дол­гое вре­мя, а затем, по со­ве­ту свя­то­го ав­вы, уда­лил­ся в Скит­скую пу­сты­ню (в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Егип­та) и там столь про­си­ял сво­и­ми по­дви­га­ми, что его ста­ли называть «юно­шей-стар­цем», так как, ед­ва до­стиг­нув трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та, он про­явил се­бя опыт­ным, зре­лым ино­ком. Здесь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию прихо­ди­лось бороться с бе­са­ми день и ночь, и они во­пи­ли, что не мо­гут по­бе­дить его, по­то­му что он име­ет великое ору­жие – сми­ре­ние.

Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 40 лет, он был по­свя­щен в сан свя­щен­ни­ка и по­став­лен настоятелем (ав­вой) ино­ков, жив­ших в Скит­ской пу­стыне. В эти го­ды препо­доб­ный Ма­ка­рий ча­сто посещал ве­ли­ко­го Антония, по­лу­чая от него на­став­ле­ния в ду­хов­ных бе­се­дах. Вме­сте с дву­мя другими уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния пре­по­доб­ный Ма­ка­рий спо­до­бил­ся присутствовать при бла­жен­ной кон­чине его и, как некое бо­га­тей­шее на­сле­дие, по­лу­чил по­сох преподоб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рым тот под­дер­жи­вал в до­ро­ге свое немощ­ное те­ло, удру­чен­ное ста­ро­стью и пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми.

Вме­сте с этим по­со­хом пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял су­гу­бо и дух Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, как неко­гда воспринял та­ко­вой про­рок Ели­сей по­сле Илии пророка. Си­лой его ду­ха пре­по­доб­ный Ма­ка­рий сотво­рил мно­гие див­ные чу­де­са.

Од­на­жды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с чере­пом глав­но­го язы­че­ско­го жре­ца, который рассказы­вал о сво­их му­че­ни­ях ‒ и о бо­лее тяж­ких и лю­тых, по­стиг­ших тех, кто по­знал имя Бо­жие, но отверг Его и за­по­ве­ди Его не со­блю­дал.

По при­чине мно­же­ства при­хо­див­ше­го к нему на­ро­да, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий имел ма­ло времени, чтобы в уединении пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию. По­это­му преподоб­ный вы­ко­пал под сво­ей кел­ли­ей глу­бо­кую пе­ще­ру, дли­ной око­ло пол­ста­дии, ку­да и скры­вал­ся от по­сто­ян­но приходящих к нему и на­ру­ша­ю­щих его бо­го­мыс­лие и мо­лит­ву.

Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий до­стиг та­ко­го дерз­но­ве­ния в хож­де­нии пе­ред Бо­гом, что по его молитве Гос­подь вос­кре­шал умер­ших. Несмот­ря на та­кую вы­со­ту достиг­ну­то­го бо­го­по­до­бия, он продолжал со­хра­нять необык­но­вен­ное сми­ре­ние.

В го­ды цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та, ари­а­ни­на (364–378), пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Великий вме­сте с пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Алек­сан­дрий­ским под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию со стороны ари­ан­ско­го епи­ско­па Луки.

Обо­их стар­цев схва­ти­ли и, по­са­див на ко­рабль, отвез­ли на пу­стын­ный ост­ров, где жи­ли язычники. Там, по мо­лит­вам свя­тых, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь жре­ца, по­сле че­го сам жрец и все жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние.

Узнав о слу­чив­шем­ся, ари­ан­ский епи­скоп усты­дил­ся и раз­ре­шил стар­цам воз­вра­тить­ся в свои пу­сты­ни. Кро­тость, сми­ре­ние и ми­ло­сер­дие пре­по­доб­но­го преоб­ра­жа­ли ду­ши че­ло­ве­че­ские.

60 лет про­вел Ма­ка­рий в мерт­вой для ми­ра пу­стыне. Бо­лее все­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный проводил в беседе с Бо­гом, ча­сто пре­бы­вая в со­сто­я­нии духовного вос­хи­ще­ния. Свой обиль­ный подвижнический опыт ав­ва пре­тво­рил в глу­бо­кие бого­слов­ские тво­ре­ния.

Однажды при­шел к пре­по­доб­но­му молодой инок и спро­сил его:

– Ав­ва, что мне сде­лать, чтобы спа­стись?

– Сту­пай на клад­би­ще и бра­ни умер­ших, – от­ве­чал ему пре­по­доб­ный.

Инок по­шел на клад­би­ще и, как ска­зал ему пре­по­доб­ный, бра­нил там мерт­ве­цов, раз­би­вал кам­ня­ми гробни­цы их, и, воз­вра­тив­шись, рас­ска­зал обо всем пре­по­доб­но­му. Пре­по­доб­ный спро­сил его:

– Ска­за­ли ли что-ли­бо те­бе умер­шие?

– Нет, ни­че­го не ска­за­ли, – от­ве­чал инок.

То­гда пре­по­доб­ный ска­зал:

– Сту­пай опять и те­перь хва­ли их.

Инок по­шел и на­чал убла­жать мерт­ве­цов раз­ны­ми похва­ла­ми:

– Апо­сто­лы, свя­тые и пра­вед­ни­ки, – го­во­рил он.

За­тем, сно­ва при­дя к пре­по­доб­но­му, он рас­ска­зал ему, что хва­лил умер­ших.

– И те­перь мерт­вые ни­че­го не от­ве­ча­ли те­бе? – спросил пре­по­доб­ный.

– Нет, не от­ве­ча­ли, – ска­зал тот.

То­гда пре­по­доб­ный дал ему та­кое на­став­ле­ние:

– Ви­дишь, – ска­зал он, – что ни то­гда, ко­гда ты бранил умер­ших, они ни­че­го те­бе не от­ве­ча­ли, и ни то­гда, ко­гда ты убла­жал их по­хва­ла­ми, они ни­че­го тебе не от­ве­ти­ли. Так и ты, ес­ли желаешь спа­стись, будь как мерт­вец: не гне­вай­ся то­гда, ко­гда те­бя бесче­стят, не пре­воз­но­сись тогда, ко­гда те­бя восхваля­ют. По­сту­пая так, как эти мерт­ве­цы, спа­сешь­ся…

50 бе­сед и 7 по­движ­ни­че­ских слов оста­лись драгоцен­ным на­сле­ди­ем ду­хов­ной муд­ро­сти преподоб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го.

Выс­шее бла­го и цель че­ло­ве­ка – со­еди­не­ние души с Бо­гом, – вот ос­нов­ная мысль в тво­ре­ни­ях преподобно­го Ма­ка­рия.

Пре­по­доб­ный до­жил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны († ок. 390‒391) ему яви­лись преподобные Ан­то­ний и Па­хо­мий, со­об­щив­шие ра­дост­ную весть о близ­ким пе­ре­хо­де его в блаженные небес­ные оби­те­ли.

Пре­по­доб­ный на­чал при­го­тав­ли­вать­ся к сво­ей смерти. Через де­вять дней пре­по­доб­но­му Макарию явил­ся хе­ру­вим со мно­же­ством ан­ге­лов. Ко­гда свя­тая ду­ша пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бы­ла взя­та хе­ру­ви­мом и воз­нес­лась им на небо, неко­то­рые из от­цов мысленны­ми оча­ми видели, что воз­душ­ные бе­сы в от­да­ле­нии сто­я­ли и во­пи­ли, что из­бе­жал их святой Мака­рий.


Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому. Глас 1.
Пустынный житель и во плоти ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/ постом, бдением, молитвою, Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Макарию Великому, Египетскому. Глас 1.
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/ и пустыню, яко же град населив, благодать приял еси от Бога чудес,// тем же тя почитаем.
Величание преподобному Макарию Великому, Египетскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Макарие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.