Туринская Плащаница – это христианская реликвия, уникальное свидетельство Распятия и Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, хранящее Его изображение в полный рост.
После Распятия Иисуса Христа Его тело погребали два почтенных мужа – Его тайные почитатели: Иосиф из города Аримафеи и Никодим, знаменитый фарисей. Оба они были очень богаты и являлись членами Синедриона. Близ места распятия Иисуса Христа находился сад Иосифа Аримафейского, в котором он, по обычаю, заранее приготовил для себя новую гробницу – пещеру, высеченную в невысоком холме, с входом на восток. Иудеи благоговели пред своими гробницами, но Иосиф без колебания отдал ее Господу, торопясь окончить погребение, так как наступала пасхальная Суббота – день покоя.
В Евангелии говорится: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60).
Когда Иисус Христос воскрес, Его самые близкие ученики – апостолы Иоанн и Петр – не обнаружили Его тела в гробнице, а нашли только Плащаницу, лежащую отдельно. Об этом тоже говорится в Евангелии.
При Воскресении тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее
Директор Российского центра исследований Туринской Плащаницы Александр Беляков пишет: «Ученики видели воскресшего Иисуса и говорили с Ним; апостол Фома даже вложил персты в Его раны. Но как происходило Воскресение Христово, никто из людей не видел. И лишь Плащаница – полотно, покрывавшее Его тело, – была с Ним в запечатанной пещере, когда Иисус восстал из мертвых. В момент Воскресения тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее. На полотне возник ожог – след и образ самого Христова Воскресения».
Плащаница, согласно преданию, какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась из поколения в поколение. Историкам в последние годы удалось проследить ее путь.
В 1201 году Николай Месарит, митрополит Эфесский и экзарх всея Азии (1163–1216) свидетельствовал о том, что в часовне Богородицы Фарос в константинопольском императорском дворце, что на берегу Мраморного моря, находились «Похоронные Ризы Господни». Митрополит свидетельствовал еще о Ризах: «Они из полотна и еще благоухают помазанием».
Робер де Клари, участник и хронист Четвертого крестового похода (1202–1204), в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обернут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа»; он исчез после взятия Константинополя, «и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».
Следующее историческое упоминание о реликвии было зафиксировано во Франции в 1353 году, когда французский аристократ Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него, в его владениях, в городе Лире. Через сто лет, в 1452 году, чудесную святыню выкупил герцог Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.
В конце XVII века герцоги Савойские перевезли святыню в итальянский город Турин. Там, в соборе святого Иоанна Крестителя, Туринская Плащаница находится до сих пор. В последний раз она побывала в пожаре в 1997 году, и ее чудом спас один итальянский пожарный, ставший после этого национальным героем.
Туринская Плащаница представляет собой льняное полотно бледно-желтого цвета длиной 437 см и шириной 111 см. Ткань соткана особым способом: зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Подобное саржевое плетение елочкой применялось в I веке в Сирии.
Историки нашли подтверждение тому, что Туринская Плащаница была известна уже в VI веке. Никто не сомневался в те времена в ее подлинности, ей поклонялись верующие, и иконописцы в ту пору писали лик Христа именно с Плащаницы. В монастыре святой Екатерины на горе Синай хранится древняя икона Христа Вседержителя, которую, согласно преданию, подарил император Юстиниан I, построивший этот монастырь. Неизвестный художник, написавший сию древнюю икону Христа Вседержителя в 544 году, старался передать Его образ наиболее верно, копируя его с самого достоверного источника – Плащаницы. Сходство иконы и изображения на ткани почти фотографическое: в точности совпадает расположение глаз, носа и рта. Точность прослеживается даже в мелочах. Эта икона и изображение на Туринской Плащанице точно совпадают по параметрам и имеют 45 общих черт.
Именно с Плащаницы древние иконописцы писали лик Христа. Такова икона Христа Вседержителя
В 1898 году археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Открытие Пиа произвело ошеломляющее впечатление и позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. С этого времени исследованием Плащаницы занялись ученые, и многие люди после этого открытия обратились к вере.
С помощью Плащаницы можно ясно увидеть раны на руках и на ногах Господа, Его пронзенное ребро, на голове следы от тернового венца. Кроме того, по всему телу видны следы бичеваний. Ученые насчитывают до 98 следов от ударов плетью. Причем такую плеть называли скорпионами или кошками, потому что на конце веревок специально крепились небольшие металлические наконечники, буквально впивавшиеся в плоть осужденного.
Обычно в практике Рима человеку не назначалось больше 30 ударов такой плетью. Даже если считать, что на такой плети было три наконечника, то на теле Христа все равно насчитывается явно больше 30 ударов. Можно представить, насколько Он был измучен перед казнью. И становится понятно, почему во время шествия на Голгофу Он не смог донести до места казни Свой крест.
Самое удивительное то, что все раны на изображении полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Недаром это изображение называют «пятым Евангелием».
Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось
Многие ученые проводили исследования Плащаницы. До сих пор на ней не обнаружено никаких красящих веществ: подобное изображение могло получиться только при воздействии очень сильного потока света. Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось, поскольку для этого нужен поток света по силе сравнимый с ядерным взрывом. Но в таком случае сама ткань была бы уничтожена.
Образ на Плащанице явно имеет нерукотворное происхождение: именно такой яркий и сверхъестественный свет воссиял во гробе Христовом в момент Его Воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных светлому Христову Воскресению, поется: «во гробе свет возсия», «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».
Ученые сделали и ряд других удивительных открытий. Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с поверхности Плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить 58 видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем 13 из них – солелюбивые и пустынные растения, растущие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда Плащаница находилась в этих регионах.
По изображению, отпечатавшемуся на Туринской Плащанице, эксперты научного центра в Колорадо (США) впервые воссоздали объемную фигуру Христа. Как удалось выяснить, Иисус Христос был высоким, стройным и красивым мужчиной. По расчетам специалистов, Его рост был 182 см, а вес не превышал 79,4 кг. Таким образом, Он был выше Своих современников на целую голову.
Совпадений, свидетельствующих о том, что это именно та самая Плащаница, в которую при погребении было завернуто тело Иисуса Христа, много, а аргумент «против» только один, но очень сильный. Это датировка Плащаницы XIV веком при помощи радиоуглеродного метода в 1988 году. Но в Международном центре изучения Туринской Плащаницы считают, что радиоуглеродный анализ не бесспорен. Плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке, а серебро – сильный катализатор. Это тоже могло вызвать эффект ее «углеродного омоложения».
Результаты радиоуглеродного анализа Плащаницы оспариваются современными учеными
В 2013 году профессор механико-термических исследований Университета Падуи Джулио Фанти провел комплексные исследования Туринской Плащаницы, так как, по его мнению, проведенные в 1988 году исследования с помощью радиоуглеродного анализа пришли к ошибочным выводам. Профессор Джулио Фанти при своих исследованиях применил самые современные методы химического и механического анализа. Объединив все данные, он пришел к выводу, что вероятный возраст Плащаницы (с вероятностью 95%) – 33 г. до н.э. ± 250 лет, то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.
Проведенный в 2015 году анализ следов ДНК на Плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп. Джанни Баркачча из Падуанского университета, ответственный за проведение исследования, заявил, что, используя современные методы анализа ДНК, узнать что-то большее о Плащанице на данный момент невозможно.
Будем надеяться, что в ближайшем будущем ученые найдут методы, позволяющие ответить на все вопросы о Туринской Плащанице, а пока она представляет собой важнейшее напоминание верующим о Страстях Христовых.
Туринская Плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение Плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории. В последний раз Туринская Плащаница была открыта для обозрения с 10 апреля по 23 мая 2010 года.
В мире всего несколько точных копий Туринской Плащаницы. В 1997 году известный американский ученый Джон Джексон передал одну из копий в Сретенский монастырь.
Копия Плащаницы была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя, и теперь это святыня Сретенского монастыря, к которой с благоговением прикладываются братия и паломники.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.