Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
Поста нет.
Благоверного князя
Димитрия Донского
Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407)
Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609).
Сщмч. Матфия пресвитера (1919). Сщмч. Виктора (1937). Сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла, Георгия пресвитеров и мч. Михаила (1938). Сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938). Прмч. Валентина (1940).
ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО
Святой Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного, родился в 1350-м году. Оставшись 9-ти лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий).
Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв великокняжеский престол в 12-летнем возрасте, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей Московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
В 1380-м году, собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Как повествует жизнеописатель преподобного Сергия, святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же отслужил панихиды.
Перед выступлением войска произошло чудесное событие – во Владимире открыты были мощи святого благоверного князя Александра Невского, прадеда князя Димитрия. Ночью инок – пономарь церкви, где находилась гробница святого князя – увидел, как сами собою загорелись свечи перед иконами, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к святому Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан, и обнаружены нетленные мощи благоверного князя.
Еще одно божественное знамение получил святой Димитрий – стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились святые Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако, и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» – и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел.
Перед битвой святой Димитрий, горячо помолившись, обратился к воинам: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово...». Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея – оба воина погибли в смертельной схватке.
Великий князь наравне с простыми воинами бился в жестокой сече. Некоторым открывалась в эти часы духовная сущность происходящего – видели, что христианам помогало ангельское воинство с Архистратигом Михаилом во главе, по небесам шествовали рати святых мучеников; от духовных воинств летели на татар тучи огненных стрел, а на головы православных воинов опустилось из облака множество венцов. Большая часть 150-тысячного войска погибла в «сече лютой и великой», многих погребли на поле битвы и построили тут же кладбищенский храм Рождества Пресвятой Богородицы (в день этого праздника произошло сражение).
За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) святой Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу за Куликовскую победу он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и по обету основал Николо-Угрешский монастырь на месте, где по пути на поле Куликово в лесу на дереве увидел образ святителя Николая. В Троицкой обители князь впервые совершил всенародное поминовение убиенных воинов и повелел делать это и впредь. Так были установлены Димитриевские родительские субботы.
С именем князя Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, Московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря. Не только в храмоздательстве проявлялось глубокое благочестие Димитрия. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал к Святым Тайнам, носил власяницу под княжескими одеждами.
После великой победы князя ждали тяжелые испытания. Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: княжеская сокровищница была расхищена. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел похоронить убитых на свои деньги. Возобновились и внутренние междоусобицы – старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преподобному Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой.
Почувствовав приближение кончины, князь Димитрий послал за преподобным Сергием, который был главным свидетелем при составлении духовного завещания и преподал святому Димитрию необходимые таинства (по кончине же его присутствовал на отпевании). В завещании святой Димитрий заповедал детям глубоко чтить их мать – святую великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинию), боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.