Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Поста нет.
Донской иконы Пресвятой Богородицы
После литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.
ДОНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар Великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву.
Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.
В 1591-м году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство.
В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592-м году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
* * *
Об иконе повествуется следующее.
Когда благоверный Великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском Великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери, благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, Великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами.
* * *
Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ.
В царствование благоверного Царя и Великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат-Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный Царь вышел со своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же, в свой воинский стан, он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона.
При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери.
В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы ее доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.