Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 3 июня
21 мая ст. ст.

Седмица 5-я по Пасхе. Глас 4.
Поста нет.

Владимирской иконы
Божией Матери

Святые дня

Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII). Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).

Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых.

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление" (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634).

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Сегодня мы вновь чествуем Божию Матерь, являющую нам Свое заступление через Свою икону, получившую название Владимирской. Сегодняшний праздник связан с одним важным и судьбоносным событием в истории нашего народа. В конце XV века великий московский князь Иван Васильевич III отказался платить позорную и унизительную дань Орде, которая символизировала многовековое рабство, ярем иноплеменников и иноверцев, который висел на шее Руси.

Ордынский хан Ахмат пришел в ярость от такого поступка русского князя и лично привел на Русь свои полчища, похваляясь разорить святые церкви и пленить нашу землю. Нелегко было решиться князю на такой смелый и даже отчаянный поступок. Многие близкие люди, родственники, бояре уговаривали его: «Зачем это сопротивление, мы уже привыкли к такому состоянию, ничего плохого в этом нет, будем платить дань и жить также спокойно, как мы жили». Но великий князь был тверд в своем решении добиться окончательной свободы для своего народа и Отечества.

И тогда произошло это чудесное событие, предстательство, в очередной раз, Божией Матери за нашу землю, за нашу страну и за нашу веру. Войска великого князя пришли в реке Угре, а с другой стороны собрались войска хана Ахмата. Происходили небольшие стычки, перестрелки, но ни то, ни другое войско не решалось переправиться через реку и вступить в серьезное сражение. Дело закончилось тем, что неожиданно оба войска, и татарское, и русское, снялись со своих лагерей и разошлись в противоположные стороны. Верующий народ Святой Руси связывает это событие с чудесным заступничеством Божией Матери, потому что в это время была усилена молитва, в Москву была вновь принесена Владимирская икона. Люди молились и твердо уповали на заступничество.

Почему это событие так важно? Это не просто значимая историческая веха. Важно то, что окончательное освобождение от ордынского ига произошло не силой меча, не силой оружия, а чудесным заступлением Божией Матери. Нам нечем было гордиться в военном отношении. Это не было победой в ожесточенной битве, какой, например, была битва Куликовская, нет, все произошло по милости Божией. Без большого кровопролития Русь была избавлена от рабского ярма, тяготившего ее многие века.

Не раз Божия Матерь являла свое заступление не только нашему народу, но и всем верным христианам и в Греции, и в Сербии, и на христианском Востоке. Множество чудес подобного рода знает история Церкви, а еще большее количество этих чудес нигде не записано, хранится на скрижалях наших сердец, в нашей памяти. Все, стоящие здесь, прекрасно это знают. Хотя бы по тому, что сам факт того, что мы сейчас здесь находимся, является тому подтверждением, еще одним чудом Божией Матери. Долгие десятилетия наша Сретенская обитель была закрыта, здесь жили люди – служители государства, потом служители искусства. И вот такое преславное чудо явлено нам, людям грешным, ни в коей мере не заслуживающим той любви, которую простирает к нам Божия Матерь. В жизни каждого из нас были события, подобные тем далеким событиям конца XV века.

Божия Матерь являет нам свое заступничество и покров, когда мы, полные решимости больше не служить дьяволу, не работать греху, не платить эту изнуряющую душу и тело дань, вступаем на путь истинный свободы. Свободы в Духе Святом.

Да, бывают падения, бывают даже отступления. Так было и в истории: иго было свергнуто, но еще не раз и не два, а сотни раз приходили иноплеменники, иноверные и разоряли труды, разоряли церкви, порабощали людей, уводили в полон. Так и в нашей жизни. Часто страсти вторгаются в нашу жизнь, когда нам кажется, что все уже спокойно, что мы свободны от ига греха. И вот все разоряется, сжигается огнем греха, и мы сидим на пепелище.

Но главное – это решимость в борьбе с грехом. Такая же решимость, какая была у великого князя Иоанна в борьбе за свободу своей Церкви и народа. Часто наши близкие, друзья, наши собственные помыслы отговаривают нас от этой борьбы: «Не надо бороться, на этом поприще вас ждут одни страдания и неудобства». Так же, как и бояре говорили князю: «Да ладно, откупись, заплати дань и будем жить спокойно, как жили раньше и как уже привыкли жить».

Вся жизнь христианина – это борьба. Бескомпромиссная, непримиримая. И в этой борьбе мы имеем великую силу – заступление Божией Матери. Это неистощимая сила, мощнее всякого оружия, изобретенного умом человеческим. Мы должны помнить, что покров, милость, заступничество Божией Матери – всегда с нами. И благодаря этому у нас есть особые, неиссякаемые силы для борьбы с грехом. Главное, чтобы мы сами по своей гордыне, малодушию и трусости, по своей слабости не отвергли эту божественную благодать, не оскорбили Божию Матерь своими словами и поступками. И тогда победа в этой борьбе будет за нами.

 

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

 

Иеромонах Игнатий (Шестаков)



Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. Глас 4.
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к ней же ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих,// и спасет души наша, яко милосерд.
Кондак Владимирской иконе Божией Матери. Глас 8.
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Величание Владимирской иконе Божией Матери:
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим образ Твой святый,/ им же точиши исцеления// всем с верою притекающим.