Сретенский Месяцеслов

Вторник, 3 сентября
21 августа ст. ст.

Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Поста нет.

Преподобного Авраамия Смоленского

Святые дня
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Апостол от 70-ти Фаддей (ок. 44); мученица Васса и чада ее, мученики Феогний, Агапий и Пист (305–311); преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова) (1829). Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерский, в Ближних пещерах (XII–XIII); преподобный Рафаил (Момчилович), игумен Шишатовацкий (1941) (Серб.). Священномученик Александр Елоховский, пресвитер (1918); священномученик Павел Ягодинский, пресвитер (1937); преподобномученик Игнатий (Даланов), иеромонах (1942). Икона Божией Матери: Светописанная (Светописанный образ) (1903).

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ, СМОЛЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII века в Смоленске, от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне.

С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство.

Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198-м году сан пресвитера. Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян.

Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах.

Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю. Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий.

Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII века ему была составлена служба, совместная с учеником – преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.

Тропарь преподобному Авраамию, Смоленскому чудотворцу. Глас 8.
Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно// спасти град и люди, любезно тебе почитающия.
Кондак преподобному Авраамию, Смоленскому чудотворцу. Глас 3.
Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоея Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами// Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.
Величание преподобному Авраамию, Смоленскому чудотворцу:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Авраамие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.