Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 4 марта
20 февраля ст. ст.

Седмица мясопустная Глас 6.
Поста нет.

Преподобномученика Корнилия,
игумена Псково-Печерского

Святые дня
Всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). 34 преподобномучеников Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578). Сщмч. Садока (Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342-344). Прп. Агафона, Папы Римского (682). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского (XIII-XIV). Прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского (1570) . Сщмч. Николая пресвитера.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ, ИГУМЕНА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501-м году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке, украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители.

В 1529-м году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать умерших.

Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал Православие в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.

В 1560-м году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.

Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг ‒ в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531-м году вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря». В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу» с 1558 года, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Богоматери».

Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541-м году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1559-м году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

В 1558‒1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ «Николы Ратного».

О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: «Сей достоблаженный игумен Корнилий на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению... во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69-м году от рождения своего». Эта же дата стоит и на керамической пластине-керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.

В древней рукописи Троице-Сергиевой лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом навстречу царю, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где пребывало 120 лет невредимо. В 1690-м году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892-м году ‒ в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690-м году.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Пер­вая неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. Празднуется восстановление почитания святых и честных икон, совершённое царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое богослуже­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события ее истории. Между тем во времена императора Льва Исавра и при его активном участии развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники, иконопочитатели, – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока наконец стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия в 787 г. не был созван VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё еще оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны о ее почившем муже Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных молебнов о Феофиле отцы Церкви в воскресный день этой седмицы совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, ее сына, множества народа. В этот день (11 марта 843 г., по другим данным: 19 февраля), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую неде­лю Ве­ли­ко­го поста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние проходя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жизни со всей Цер­ко­вью, и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех перед Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непрерыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чисто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф. 16: 18).

Чин Пра­во­сла­вия, ко­то­рый со­сто­ит в ос­нов­ном из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия датируется XIV веком. Она хранится в Британском музее.

Тропарь преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому. Глас 6.
Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Тем же воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко дарова нам преподобномученика славна// и молитвенника о душах наших достоблаженна.
Кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому. Глас 4.
Светлый светильник Православия/ и сугубая Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,// поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.
Величание преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому:
Ублажаем тя,/ преподобномучениче Корнилие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.
Тропарь Недели Торжества Православия. Глас 2.
Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже;/ волею бо благоволил еси плотию взыти на крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак Недели Торжества Православия. Глас 2.
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси./ Но исповедающе спасение,// делом и словом, сие воображаем.