Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 5 июня
23 мая ст. ст.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Глас 6.
Поста нет.

Память святых отцов
Первого Вселенского Собора

Обретение мощей святителя Леонтия,
епископа Ростовского

Святые дня
Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Собор мучеников Холмских и Подляшских. Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001). Челнской и Псково-Печерской, именуемой Умиление, икон Божией Матери.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)

В седьмую по Пасхе неделю Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и Богоносных отцев первого Вселенского Собора, бывшего в Никее при императоре равноапостольном Константине Великом, в 325 году по Р. X. Ибо сей Собор начался во дни Пятидесятницы, 19 июня, и служит ко славе воскресшего Господа, преимущественно возвещаемой Церковью в продолжение Пятидесятницы.

Первый Собор Вселенский есть собор торжества Христовой веры над язычеством и арианством. Столь важное собрание пастырей Вселенской Церкви не могло быть прежде, когда господствовало язычество, которое с жестокостью гнало христиан и нередко запрещало им собираться и для богослужения. Но теперь христианство восседало на самом престоле Римском – в лице Константина Великого – и было господствующим исповеданием государства. Теперь христиане не только могли свободно собираться для богослужения, но и в лице пастырей своих составлять собрания вселенские для всемерного торжества Церкви. Ибо внешние ее враги низложены были силою Креста Христова. В то же время открылись враги внутренние – Арий и его сообщники, возмущавшие Церковь. Честолюбивый Александрийский пресвитер Арий дерзнул отвергать вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом Отцем. Его красноречие и умствования были так обольстительны, что заразили многих пастырей, нашли последователей лжеучения не только в Африке, но и в Азии, Европе. Но Собор показал истину слов Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Собор, созванный Константином Великим, состоял из 318 знаменитейших святых отец, в числе которых были некоторые из-за пределов Римской империи (один епископ из Персии и один из Скифии). Отцы известны были не только по своим добродетелям, но в них, подобно апостолам, сияла Божия сила и Божия премудрость Воскресшего, Которого святые отцы Собора прославили своими страданиями и жизнью. «Они, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – обнаружили и великую мудрость, и мужество, это показывают все деяния (Собора). О мудрости их свидетельствует изложенная тогда вера, которая заградила уста еретиков и, как непоколебимая стена, отразила все козни их; а о мужестве – только что окончившееся гонение и несогласие в Церквах. Как храбрые воины, воздвигшие бесчисленное множество трофеев и покрытые многими ранами, пришли тогда со всех сторон предстоятели Церквей, нося на себе знамения Христовы и показывая множество мучений, которые претерпели они за исповедание веры. Одни из них могли рассказать о рудокопнях и претерпенных ими там страданиях, другие – о лишении всего имущества, иные о голоде, а иные о частых бичеваниях. Одни могли указать на истерзанные ребра; другие на избитую спину, иные на исторгнутые глаза или на другую какую-нибудь часть тела, которой лишились они за Христа». Из них особенно известны преподобный Павел, епископ Неокесарийский, которому во время гонения Ликиниева обожжены были раскаленным железом руки, и преподобный Пафнутий Фиваидский, у которого гонителями веры избодено было правое око и сокрушено колено левой ноги. Святой Константин Великий особенно уважал его; нередко во время Собора призывал его к себе, обнимал его и лобызал избоденный за веру глаз его. Между ними были чудотворцы, как то: святитель Спиридон Тримифунтский из Кипра, святитель Иаков, епископ Низибийский, из Месопотамии, святитель Николай, архиепископ Мирликийский; все же вообще были мужи мудрые, благочестивые, ревностные и Боголюбивые.

Особенно святые отцы, бывшие на первом Соборе, прославили Господа своим учением. Обличив и осудив Ария за его нечестивые мысли о Сыне Божием, святые отцы Собора уяснили и для руководства Вселенской Церкви изложили в первых восьми членах Символа веры, дополненного после на втором Вселенском Соборе, апостольское учение о Святой Троице – о Боге Отце как Творце мира и Вседержителе, о Господе Иисусе Христе как втором лице Святой Троицы, Которого исповедал Сыном Божиим Единородным, рожденным от Бога Отца прежде всех век, светом от света. Богом истинным от Бога истинного, несотворенным, единосущным Богу Отцу и Творцем всего; воплотившимся, распятым, воскресшим, вознесшимся на небо и паки грядущим судить, и о Святом Духе. Таким образом, Собор соделался вселенским Богомудрым проповедником Божественной славы Пресвятой Троицы, единосущной и нераздельной, и в особенности – славы Иисуса Христа, яко Сына Божия и Богочеловека, о которой Православная Церковь во дни Пятидесятницы преимущественно возвещает верующим. Учение Никейского Собора действительно в строгом смысле есть высокий проповедник славы Божества. Доселе это учение было, так сказать, рассеяно во всем мире, между христианами, которые разделялись и местом, и языком, и обычаями. На Соборе оно было снесено со всего света во едино. Согласное свидетельство всех пастырей показало, как понимали и изъясняли догматы веры сами апостолы и что учение Ария есть новое, апостольскому учению противное. Почему Символ веры, составленный на этом Соборе, есть вселенский верный проповедник учения апостольского, православного, которое, как выражается святитель Афанасий Великий, есть вера Церкви и предание отцев, а учение Ариево чуждо церковной веры.

Славу Воскресшего Собор Никейский проповедал и своим определением праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не в иной день недели, как в первый, или воскресный. Прежде Собора вселенского христиане не соглашались между собою в праздновании Пасхи: некоторые – на Востоке – начинали праздник свой в полнолуние первого весеннего месяца, в какой бы день недели оно ни случилось, а другие – на Западе – после этого полнолуния и всегда в день воскресный. Святой Собор Никейский постановил, чтоб во всех христианских странах и во все времена праздник Пасхи начинать в одно время, именно: после первого полнолуния весеннего (то есть после равноденствия) в ближайший день воскресный. Собор желал ввести возможное единообразие в обрядах христианских для славы Божией; он постановил 20-м правилом своим не преклонять колен в церквах во дни воскресные и во всю Пятидесятницу, дабы самым положением тела изображать воскресение Христово.

По отношению к следующим соборам Никейский Собор есть образцовый. Императоры и пастыри и все последующие православные соборы ссылались на его важность и им свидетельствовались не только в делах веры, но и в делах благочиния церковного. Первый Вселенский Собор сам именует себя святым и великим. Извещая епископов, не бывших на соборе, о его деяниях, святой Константин писал о нем: «Все, что благоугодно было определить собору, есть мысль Самого Бога, потому что Сам Дух Святый присутствовал в умах столь великих и многих мужей и открывал волю Божию». Святитель Афанасий Александрийский называет постановления первого Собора словом Господним, во веки пребывающим; святитель Василий Великий – признаком для распознания лжеучителей от православных; святитель Иларий – пробным камнем и образцом для всех соборов; святитель Епифаний – якорем Церкви; святитель Лев Великий – словами, вдохновенными от Духа Божия, которые с благоговением сохраняются в целом мире и утверждают мир Церкви. В богослужебных песнопениях Церковь называет святых отцев первого Собора вторыми после апостолов проповедниками веры, хранителями апостольских преданий, благотворителями душ наших; и в честь их Церковь установила особенный праздник в 7-ю неделю по Пасхе.

Поелику, говорит синаксарь, Господь наш Иисус Христос во плоти совершил все домостроительство нашего спасения и опять вознесся одесную Бога Отца, то Церковь, желая показать, что Сын Божий сделался истинным и совершенным человеком, вознесся и седе одесную величествия на небесах, установила настоящий праздник.

Судя по великому уважению и благоговению, какое во все времена христианская кафолическая Церковь являла к первому Никейскому Вселенскому Собору, можно полагать, что воспоминание святых отец этого великого Собора установлено Церковью в седьмую по Пасхе неделю тотчас после него. Святой Константин Великий, пригласивший пастырей на Собор Никейский, повелел приготовить все для них необходимое – и на пути, и на месте пребывания. Явясь на Собор со смирением, император воздал должную честь святителям, как всем вкупе, так особенно тем из них, кои имели на себе знаки страданий за имя Христово. По окончании Собора равноапостольный царь совершил торжественный праздник благодарения Богу за благополучное совершение столь великого дела.

Сообразно состоянию Божественного прославления Иисуса Христа Церковь при богослужении в седьмую по Пасхе неделю произносит паримии на вечерне, чтение Апостола и Евангелия на Литургии. В первой паримии – о победе, одержанной Авраамом над соединенными врагами (Быт. 14: 14–20). Лот, племянник Авраама, со всем семейством своим взят в плен царем Еламским и его союзниками. Авраам собирает 318 домочадцев своих, гонится за врагами, поражает их и исхищает из их рук добычу. На возвратном пути сретил Авраама царь и священник Салимский Мелхиседек и почтил победителя дарами – хлебом и вином – и своим благословением.

Поучительно здесь сходство победы Авраамовой с воспоминаемою ныне победою Церкви Вселенской! И Церковь, подобно Аврааму, собирает своих домочадцев – знаменитых пастырей, и – что весьма замечательно – число их оказывается на Соборе то же, какое в доме Авраама, – 318. Сии поборники православия поражают ересеначальников судом своим, и таким образом тысячи душ совращенных возвращаются в лоно Церкви и колеблющихся утверждают в вере. Истинный Мелхиседек, Господь Иисус Христос, благословляет Церковь Свою вожделенным миром, славою и торжеством веры.

Во второй паримии Церковь произносит об избрании мужей мудрых и смысленных для управления народом Божиим (Втор. 1: 8–11, 15–17). Моисей под конец своей жизни, напоминая народу еврейскому о многоразличных благодеяниях ему Божиих и указывая уже на землю обетованную, лежавшую пред глазами израильтян, которые стояли по ту сторону Иордана, приводит им на память об одном весьма важном благодеянии – об избрании, для управления и суда в народе Божием, мужей мудрых, уметельных и смысленных. Изображая важность должности их, Моисей говорил им: «Да не познаете лица в суде: малому и великому судите, и не устыдитеся лица человеча, яко суд Божий есть». Так Церковь, указывая верующим на страну вечности и руководствуя нас в сию страну, напоминает нам о Божественном избрании пастырей Церкви – мужей мудрых и уметельных – для управления Церковью, защищения истины и обличения заблуждений.

В третьей паримии Церковь произносит сильное увещание к народу израильскому. Да сохраняет ненарушимо верность и послушание Богу истинному (Втор. 10: 14–21). Моисей побуждает к тому израильтян, воспоминая им особенную любовь Божию к ним, явленную еще праотцам их: «Се, говорит, Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся яже на ней: обаче отцы ваши благоволи Господь любити их: избра семя их по них, вас, паче всех язык». Побуждает, указывая на грозное и неумолимое правосудие Божие к непослушным: «Господь Бог богов и Господь господей, Бог великий и крепкий, и страшный, иже не дивится лицу, ниже вземлет дар». Возбуждает, наконец, припоминая великие чудеса Божии, явленные народу в Египте и в пустыне: «Той хвала твоя и Той Бог твой, Иже сотвори тебе великая и славная сия, яже видесте очи твои». Потому заповедает – бояться Господа Бога; Ему единому служить, к Нему прилепляться и в Нем поставлять всю славу свою.

Чтением Апостола (Деян. 20: 16–18, 28–36) Церковь преднапоминает о Пятидесятнице, на которую поспешал апостол Павел в Иерусалим, и о Святом Духе, по внушению Которого шел в Иерусалим и во время своего апостольского служения, принятого от Господа Иисуса, проповедал Евангелие благодати и Которым поставлены пастыри пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею. Таким образом, сообразно дням Пятидесятницы Церковь чтением Апостола прославляет и воскресшего Господа, и Святого Духа, управляющего Церковью.

В Евангелии на литургии Церковь произносит ходатайственную молитву Сына Божия (Ин. 17: 1–13) о прославлении Его вечною славою чрез распространение истинного Богопознания в мире, чрез соблюдение верующих от неприязни, освящение их истиною, единение их между собою и с Богом и вечное их блаженство. В этой молитве Иисус Христос вполне открыл Свою Божественную славу, именуя Себя Сыном Божиим, вечным, единосущным и единочестным Богу Отцу, Господом всякой плоти, рожденным от Бога Отца, источником вечной блаженной жизни для всех.

Чтение Евангелия в неделю святых отец поучает верующих обращаться с молитвою к Богу во всех делах, и кои чем важнее, тем сильнее обязуют нас к молитве. При молитве Своей Спаситель возвел очи Свои на небо. Если Сын Божия со внутреннею Своею молитвою соединял и внешнее выражение ее, сколько же необходимо и важно для нас, зависящих всегда от влияния чувств, сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками – свидетелями богатства и достоинства чувствований сердечных?


Тропарь святителю Леонтию, епископу Ростовскому. Глас 4.
Апостолом сопричастник/ и к Богу молебник верен,/ добродетельми возшед на Небесная,/ и любовь возложил еси к Любящему тя,/ и неверныя люди обратил еси в веру./ Тем ныне со ангелы ликуя,/ предстоиши Престолу славы всех Царя Христа Бога:/ молися, святителю Леонтие,// да спасет души наша.
Кондак святителю Леонтию, епископу Ростовскому. Глас 4.
Жития ради чистоты,/ Всевидец Господь,/ свет Свой насади в души твоей,/ вразумити люди многия/ твоими учении,// Леонтие преподобне.
Величание святителю Леонтию, епископу Ростовскому:
Величаем тя,/ святителю отче Леонтие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.