Седмица 13-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Перенесение мощей святителя Петра,
Митрополита Московского, всея Руси чудотворца
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16. Ряд.: 1 Кор., 126 зач., II, 6–9. Мф., 90 зач., XXII, 15–22.
В Минее на этот день есть богослужебные тексты в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА
Святой митрополит Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в монастырь. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308-м году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел святого Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татаро-монгольским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.
В 1325-м году святитель Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
Святитель Петр, Митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года. Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533–1584) царице Анастасии (1547–1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
От святителя Петра сохранилось три послания. Первое – к священникам, с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.
Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.