Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 8 мая
25 апреля ст. ст.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2.
Поста нет.

Неделя 3-я по Пасхе,
святых жен-мироносиц

Апостола и евангелиста
Марка

Святые дня
Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Апостола и евангелиста Марка (63). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (XIII). Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп. Василия Поляномерульского (1767) (Рум.). Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Цареградской иконы Божией Матери (1071).

НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПАСХЕ, ЖЕН-МИРОНОСИЦ

В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и Воскресения Его, сих двух истиннейших и содержательнейших догматов веры христианской». Установление воспоминания святых жен-мироносиц, Иосифа и Никодима в третью неделю по Пасхе получило начало свое в первые времена христианства. В VII веке святитель Андрей Критский, в IX – преподобный Феофан Исповедник написали и передали Церкви некоторые стихиры на неделю святых жен-мироносиц. Во всю эту седмицу поются тропари «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам…», пение которых бывает в Великую Субботу. Но в Субботу окончание этих тропарей, возвещающее о Воскресении Христовом, оставляется, в седмицу же мироносиц поется.

Во время земной жизни Иисуса Христа многие благочестивые жены всюду сопровождали своего возлюбленного Учителя и служили Ему (Мк. 15: 40); оне шли за Ним и плакали, когда Он веден был на Голгофу (Лк. 23: 28–31), стояли при Кресте Его и смотрели на Его погребение (Лк. 23: 49–55). Не успев при погребении помазать миром Пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника (Лк. 23: 56), оне хотели и ходили совершить это утром в первый день недели (Лк. 24: 1), и за сие усердие названы мироносицами. Но, когда в первый день недели, неся миро, шли исполнить свое благочестивое намерение, оне встретили Господа уже воскресшего. Первыя услышав от Ангелов радостную весть о Воскресении Господа и увидев Его воскресшего (Мф. 28: 1–10), мироносицы возвестили о Воскресении Его апостолам (Лк. 24: 1–11) и по Воскресении Его проповедали о Нем многим. Итак, по гласу Церкви мироносицы сделались неложными свидетельницами смерти и славного Воскресения Иисуса Христа. В числе жен-мироносиц Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину, Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Саломию (Мк. 15: 40), Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова (Лк. 8: 3; 24: 10), Марию и Марфу – сестер Лазаря (Ин. 11), Марию Клеопову (Ин. 19: 25), Сусанну и многих других (Лк. 8: 3; Мк. 15: 41).

Равно Иосиф и Никодим суть свидетели смерти и Воскресения Иисуса Христа. Иосиф был человек богатый (Мф. 27: 57), от Аримофея, града Иудейска, благообразный советник, т. е. знаменитый член совета (Мк. 15: 43), муж благ и праведен; сей не бе пристал совету и делу Иудеев, иже чаяше и сам Царствия Божия (Лк. 23: 50–51), сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска (Ин. 19: 38). Никодим же был фарисей, князь жидовский и учитель Израилев. Он приходил к Иисусу Христу тайно для учения; исповедал Учителя, яко от Бога пришел Он. Господь произнес ему Божественное учение о благодатном возрождении (Ин. 3). В собрании архиереев и фарисеев Никодим защищал Иисуса Христа, невинно осуждаемого (Ин. 7: 50–51). Когда Спаситель предал дух Свой Богу Отцу, Иосиф выпросил Тело Господа у Пилата и снял со Креста; пришел также и Никодим. Они, обвив Тело Иисуса Христа плащаницею чистою, с благовониями, якоже обычай есть иудеом погребати, погребли Его в новом гробе в саду Иосифа (Ин. 19: 38–42. Мф. 27: 59). За свою веру и любовь к Господу Иосиф и Никодим претерпели гонение от иудеев. После погребения Иисуса Христа Иосиф был брошен в ров и спасен только силою Божиею. По Воскресении Своем Господь явился Иосифу, когда был он в узах, и уверил его в тайне Воскресения. Впоследствии Иосиф сделался проповедником Воскресшего. Итак, Иосиф и Никодим, по гласу Церкви, преимущественно суть неложные свидетели смерти и Воскресения Христова.

Воспоминая свидетельниц и свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь поставляет нас в 3-ю неделю по Пасхе при своем богослужении на Голгофе у Креста, с которого снимают Пречистое Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Божественного Мертвеца и где мироносицы первые удостаиваются видеть Воскресшего. Воспевает Церковь в настоящем богослужении то Крест и спасительную смерть Господа, то славное Воскресение Его, а потом уже святые подвиги ныне воспоминаемых учеников и учениц Господних. Таким образом научаемся мы, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и ныне, как и всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший.

Но самый источник настоящего праздника есть ныне читаемое Евангелие (Мк. 15: 43–16: 8), повествующее о погребении Господа, о Воскресении Его и явлении мироносицам.

Евангелие в третью неделю по Пасхе поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения, – ищущие скорее обретают. Усердие мироносиц к Спасителю было прежде всех вознаграждено и радостною им вестью о Воскресении Его, и явлением им Воскресшего. Так благодать Божия предваряет ищущих Бога.

«Поступок благообразного Иосифа, положившего Тело Господа в новом гробе, – говорит святитель Григорий Нисский, – да будет для нас правилом, чтобы и мы, получив дар Тела и Крови Христовых, не принимали его в нечистое одеяние совести и не полагали во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты».


Житие Апостола и Евангелиста Марка

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов ПетраПавла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).


Тропарь Недели жен-мироносиц. Глас 2.
Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость.
Ин тропарь Недели жен-мироносиц. Глас 2.
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.
Кондак Недели жен-мироносиц. Глас 2.
Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.
Тропарь апостола Марка. Глас 3.
Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Марка. Глас 2.
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.