Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 9 мая
26 апреля ст. ст.

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы. Глас 1.
Поста нет.

Неделя 2-я по Пасхе,
апостола Фомы

Святитель Стефан,
епископ Пермский

Святые дня
Священномученик Василий, епископ Амасийский (ок. 322); праведная Глафира дева (322); преподобный Иоанникий Девиченский (XIII) (Серб.). Священномученик Иоанн Панков, пресвитер и сыновья его, мученики Николай и Петр (1918).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз мы в Евангелии читали торжественное исповедание человека, который узнал во Христе своего Господа и Бога. Первый раз это произошло в начале пути Господня. После Его крещения, когда Христос вступил на Свой крестный путь, Он встречает Нафанаила. Христос свидетельствует перед другими, что это человек чистый, правого сердца, и Нафанаил Его спрашивает: «Откуда ты это знаешь?» Спаситель ему отвечает таинственные слова: «Прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел, когда ты был под смоковницей». И Нафанаил, поклоняясь Ему, говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» (см.: Ин. 1: 48–49).

И святой Иоанн Предтеча говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира»!

И исцеленные и видевшие многочисленные чудеса Христовы говорили об этом.

Но потом эти свидетельства как-то замирают в сердце тех, кто свидетельствовал Господа, они замирают и в нашем сердце. Все мы, как и апостолы когда-то, ослеплены только видимым и очень медленно начинаем прозревать невидимое и сокровенное во Христе.

Мы следуем за Христом, но, как и Его апостолы, еще подвержены сомнению; как и они, не доверяем Ему, что Он может благополучно избавить от опасности смерти, от опасностей этой временной жизни.

Как Фома апостол, имя которого было «близнец» или, как объясняют некоторые толкователи, означает человека двоящейся природы, мы живем в постоянных переходах от одного настроения к другому, двоимся мыслями.

Этот яд сомнений разливается древним завистником нашей радости – диаволом, он сообщает нам недоверие к силе Христовой, как и Фоме, проявившему сомнение, когда ему было сообщено о Воскресении Самого Христа.

В течение трех с лишним лет Христос постепенно раскрывает перед апостолами (а перед нами – во всю нашу жизнь) Свою истинную природу: да, Он подлинный, истинный Человек, но одновременно Он – Бог, пришедший плотью спасти мир.

И это постепенно нарастающее сознание сокровенного находит себе выражение уже на пути в Иерусалим, к страданиям, перед самой смертью Христовой, в свидетельстве апостола Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого».

Прежде Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог; после Своего распятия Он настойчиво, раз за разом, в целом ряде видений открывается перед ними как Человек, воскресший плотью.

Об этом главном, невидимом и Божественном написал так ясно и кратко святой апостол Павел, который не видел Христа в дни Его земной жизни и которому Он открылся воскресший: видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4: 18). То невидимое, что откроется нам.

Все рассказы о Воскресении Христовом нас ставят перед лицом именно этого факта: это не дух, это не видение; ученики не только слышат Его голос, но они прикасаются к Его телу, они видят, как Он с ними вкушает пищу. И говоря об этих свидетельствах, апостол Иоанн писал: мы говорим о том, что наши очи видели, наши уши слышали, к чему прикасались руки наши. Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу и, веря Ему, зная Его как своего Бога и как воскресшего Спасителя, взываем Ему: Господь мой и Бог мой!

На этом исповедании основана вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек, в плоть которого облекся Христос. Христос может пройти через врата смерти и войти в вечную жизнь и с Собой увлечь в вечное бытие и человека, совершившего путь покаяния.

Есть распространенное выражение: «Фома неверующий». Но оно происходит от нашего духовного невежества и самонадеянности и даже для некоторого самооправдания.

Неверие же апостола – это состояние, которое описал апостол Лука о своих собратьях: «Когда же они от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24: 41).

Но наше сомнение чаще основано на эгоизме и самонадеянности, на неумении любить Бога и ближнего.

Поэтому особенная значимость события, которое мы вспоминаем сегодня и которое называется Уверением Фомы, в том, что оно подтверждает слова Самого Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20).

В особенные дни – скорбей ли, радостей ли – мы не будем духовно одиноки тогда, когда мы бываем на собрании Церкви, среди братьев и сестер, даже, может быть, и не имея к ним искренних христианских чувств, не видя их ощутимого сочувствия своим бедам, но, призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.

В наступающие 40 дней мы будем с благодарностью вспоминать, как Христос постоянно являлся Своим ученикам, как Он раскрывал им тайны Царства Божия, как открывал им понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью.

Христос и Бог наш открывает нам, что временную жизнь мы можем потерять, что она неминуемо пройдет, но что нам дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все.

Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу.

Аминь.

Иеромонах Никон (Париманчук)


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА, ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО (ВЕЛИКОПЕРМСКОГО)

Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать священные книги и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал древнегреческий язык.

В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг.

За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374‒1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, владыко, идти в страну языческую ‒ Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову».

Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей претерпел проповедник веры Христовой живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».

Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его.

Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню, и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, ‒ говорил Пама, ‒ один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам».

Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог ‒ один; Всемогущество ‒ одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, ‒ смиренно отвечал святой Стефан, ‒ но Христианский Бог велик: иду с тобой».

Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, ‒ сказал святой Стефан собравшемуся народу, ‒ сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой, и, однако, не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, ‒ ответил народ, ‒ если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, ‒ ответил святой, ‒ Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383-м году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец, он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке.

Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя ‒ это победа веры над неверием, любви и кротости – над злобой и нечестием.

Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390-м году, во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»

О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую ‒ в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.

В 1395-м году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле.

Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472-м году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.


Тропарь Недели Антипасхи. Глас 7.
Запечатану гробу,/ Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/ и дверем заключенным,/ учеником предстал еси,/ всех Воскресение,/ дух правый теми обновляя нам,// по велицей Твоей милости.
Кондак Недели Антипасхи. Глас 8.
Любопытною десницею/ жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже,/ созаключенным бо дверем яко вшел еси,/ с прочими апостолы вопияше Тебе:// Господь еси и Бог мой.
Величание Недели Антипасхи:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради во ад сшедшаго/ и с Собою вся// воскресившаго.
Тропарь святителю Стефану, епископу Великопермскому. Глас 4.
Божественным желанием/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Тем же преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Его же проповедал еси,// да спасет души наша.
Кондак святителю Стефану, епископу Великопермскому. Глас 8.
Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ тем же и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:// радуйся, Стефане, учителю премудрый.
Величание святителю Стефану, епископу Великопермскому:
Величаем тя,/ святителю отче Стефане,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.