Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 10 апреля
28 марта ст. ст.

Неделя 5-я Великого поста (преп. Марии Египетской). Глас 1.
Пост

Преподобной Марии
Египетской

Преподобного Стефана исповедника,
игумена Триглийского

Святые дня
Прп. Марии Египетской. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Прмч. Евстратия Печерского (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Св. Николая, исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

На пятой неделе Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, великую подвижницу V–VI вв. В ее лице Церковь представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся. Преподобная Мария известна своим беспримерным покаянием.

Оно было настолько глубоко, что бывшая грешница не просто изменила образ жизни, но и до конца своих дней постилась, молилась и горько каялась о прошлой жизни, полной скверны и греха. Господь Иисус Христос не только милостиво принял покаяние блудницы, но восстановил ее поврежденное естество и утешил обильными дарами Святого Духа. Поэтому на 5-й неделе Великого поста Церковь взывает к грешникам – измените свою жизнь покаянием, Господь даст вам силы, простит и успокоит боль от ран греха.

Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в начале VII века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин), сейчас читаемое Церковью при богослужении. А святой преподобный Андрей Критский, именуемый и Иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от Иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году принес жизнеописание преподобной Марии вместе со своим каноном, известным под именем Великого, в Константинополь. С тех пор Православная Кафолическая Церковь совершает этот канон и постановила произносить житие преподобной в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. В воскресный день этой седмицы совершает последование в честь преподобной, представляя в ней образ истинного покаяния.

Есть еще версия, почему это житие читается на службе в четверг 5-й седмицы поста. Очевидно, это связано с тем, что временем действия большей части жития является Великий пост, а темы покаяния, используемые в житии, тесно переплетаются с читаемым в этот день Великим покаянным каноном святого Андрея Критского.

Труда же ради бденного, Церковь совершает в четверток Литургию преждеосвященных даров и облегчает пост.

Из жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, как невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние. Это бесовский страх. Страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.

Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Даже будучи в Святом Граде Иерусалиме, она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. Когда она все это осознала, ее охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.

Конечно, можно было бы посчитать все это случайным совпадением. Но Мария увидела здесь вполне определенный смысл. Она вдруг поняла, что беспутная жизнь отлучила ее от Бога, а телесные утехи заслонили небо в ее душе. Марии стало страшно, и она заплакала.

В притворе храма висела икона Богородицы. Мария никогда раньше не молилась, но теперь обратилась к Божией Матери и поклялась изменить свою жизнь. После этой молитвы она снова попробовала переступить порог храма и теперь благополучно прошла внутрь вместе со всеми. Поклонившись христианским святыням, Мария отправилась к реке Иордан. Там, на берегу, в небольшой церкви Иоанна Крестителя она причастилась Тела и Крови Христовых. А на следующий день переправилась через реку и ушла в пустыню для того, чтобы уже никогда не возвращаться к людям.

Но даже там, вдали от привычных соблазнов большого города, Мария не нашла себе покоя. Но куда можно было убежать от собственного сердца, которое помнило все греховные удовольствия прежних лет и никак не хотело от них отказываться? Блудные желания терзали Марию и здесь. Бороться с этой бедой было невероятно трудно. И всякий раз, когда у Марии уже не оставалось сил противиться страсти, ее спасала память о клятве перед иконой. Она понимала, что Матерь Божия видит все ее поступки и даже мысли, обращалась в молитве к Богородице и просила помощи в исполнении своего обещания. Спала Мария на голой земле. Питалась скудной растительностью пустыни.

До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Как свидетельствует ее житие, она провела в пустыне 47 лет после этого. 47 лет без крова, без одежды, питаясь только кореньями, произрастающими в пустыне. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню.

Незадолго до своей кончины преподобная Мария впервые за все эти годы встретила среди песков человека. Это был странствующий монах Зосима, которому она и рассказала историю своей жизни. К этому времени Мария Египетская достигла удивительных высот святости. Зосима видел, как она переходила реку по воде, а во время молитвы отрывалась от земли и молилась, стоя на воздухе.

Для нас главное здесь то, что она хотела победить свои страсти и в конце концов победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на то же. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим.

Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается. Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но в конечном счете цель у всех, и у монахов, и у мирян, одна – спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные.

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА ИСПОВЕДНИКА, ИГУМЕНА ТРИГЛИЙСКОГО

Преподобный Стефан Исповедник, игумен Триглийский, пострадал при императоре-иконоборце Льве Армянине (813‒820).

С самой юности святой подвижник посвятил свою жизнь Богу и принял монашеский постриг, а потом стал настоятелем Триглийского монастыря, близ Константинополя.

Когда началось гонение на святые иконы, святой игумен был вызван на допрос, где его принуждали подписать отречение от иконопочитания.

Преподобный Стефан решительно отказался изменить Православию и смело обвинил императора в нечестии. Святого подвергли страшным мукам, после которых, в 815-м году, сослали в заточение. Истощенный, больной и исстрадавшийся святой исповедник Стефан вскоре скончался в темнице.


Тропарь преподобной Марии Египетской. Глас 8.
В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней.// Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак преподобной Марии Египетской. Глас 3.
Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ ангельское жительство подражающи,/ демона креста оружием погубляет.// Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.
Величание преподобной Марии Египетской:
Ублажаем тя,/ преподобная мати Марие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.
Тропарь преподобному Стефану Триглийскому. Глас 8.
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,/ тем же и со ангелы срадуется, преподобне Стефане,/ дух твой.
Кондак преподобному Стефану Триглийскому. Глас 2.
Чистотою душевною божественно вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие, вручив крепко,/ пробол еси бесовская ополчения, Стефане, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобному Стефану Триглийскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Стефане,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов/ и собеседниче ангелов.