Сретенский Месяцеслов

Четверг, 10 декабря
27 ноября ст. ст.

Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Пост

Икона Божией Матери Знамение

Святые дня

Икона Божией Матери, именуемой "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Великомученик Иаков Персянин (421). Преподобный Палладий Александрийский (VI-VII). Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Святитель Иаков, епископ Ростовский (1392). Блаженный Андрей Симбирский (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Преподобномученики 17 монахов в Индии (IV). Преподобный Роман чудотворец (V). Священномученики Николай, архиепископ Владимирский, Василий, Борис, Феодор, Николай, Алексий, Иоанн, Сергий, Иоанн, Сергий, Николай, Димитрий, Владимир, Иоанн пресвитеры, преподобномученики Иоасаф, Кронид, Николай, Ксенофонт, Алексий, Аполлос, Серафим, Никон и мученик Иоанн (1937). Иконы Божией Матери "Знамение": Курская-Коренная (1295), Абалацкая (1637), Царскосельская, Верхнетагильская (1753), именуемая "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевская (1879).

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом

Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой иконы, отмечаемый 10 декабря (27 ноября по старому стилю). Отсюда и двойное название праздника в современном русском православном календаре: «[Чествование] иконы Божией Матери, именуемой ‟Знамение”. Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170-м году».

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI–XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170-м году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356-м году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая,  Абалацкая,    Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.



Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'. Глас 4.
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'. Глас 4.
Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан Похвало.
Величание.
Достойно есть блажити Тя,/Богородице Дево,/ честнейшую Херувим// и славнейшую без сравнения Серафим.