Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 12 июня
30 мая ст. ст.

Неделя 8-я по Пасхе, День Святой Троицы. Пятидесятница. Глас 7.
Поста нет.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Преподобного Исаакия,
игумена обители Далматской

Святые дня
Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Собор святых Пензенской митрополии. Сщмч. Василия пресвитера (1942).

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Пятидесятница – Праздник седмиц, также праздник жатвы (Исх. 34: 32). В этот праздник, кроме молитв и жертвоприношений, преимущественно читались места из книг закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара.

В Христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов. Это один из величайших христианских праздников от времен апостольских (Деян. 2: 1–22).

Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Священного Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое следует сразу после литургии и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв святого Василия Великого. В этих молитвах Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении Его милостей на все наши нужды – телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших, чтобы Господь всем нам простил грехопадения наши и отшедшим дал свободу и ослабление, а нас здесь благословил и дал нам мирный конец и всех удостоил небесного Своего царствия.

В Троицын день Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами. Этот обычай перешел к нам от иудеев, которые в память Синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали впоследствии синагогу и свои дома древесными ветвями и устилали пол травой и цветами.

Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, напоминая о Синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов в этот день, должны служить для нас знаком и выражением нашей радости и благодарности Богу, устрояющему наше спасение и с обновлением природы обновляющему и освящающему наши поля и все обильно дарующему нам для наслаждения.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ОБИТЕЛИ ДАЛМАТСКОЙ

Преподобный Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378).

Когда император собирался на войну с варварами, преподобный Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела чудесным образом избавили Исаакия от гибели.

Придя к императору в последний раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого, армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.

О встрече преподобного Исаакия с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блаженный Феодорит Кирский, Созомен и некоторые другие. В синаксарном житии преподобного в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в других редакциях: святой узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения. Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой.

После смерти императора Валента на престол взошел император Феодосий I Великий (379–395). Услышав о пророчестве святого, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого преподобный Исаакий, согласно житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, преподобный Исаакий попросил построить ему келлию. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келлию, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами.

К святому приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал его во дворец. Преподобный Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались.

Через некоторое время вокруг келлии Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата монастырь, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней.

Почувствовав приближение смерти, преподобный Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.

После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви Святой Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви Святого Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Святой Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.

Исходя из текста жития Исаакия, годом его смерти следует считать 383-й. Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно житию Далмата, Исаакий жил еще при архиепископе Аттике (406–425). Каллиник, автор жития преподобного Ипатия Руфинианского, также сообщает, что святой Исаакий был жив еще в 406 году, когда посещал преподобного Ипатия в его монастыре. При этом другая версия жития Далмата, изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 год как дату кончины святого, однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте.

Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 год нельзя считать годом смерти преподобного. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 года. Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти святого Исаакия. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 году, на основании данных о церкви Первомченика Стефана, в которой были положены мощи Исаакия. Существует мнение, что святой скончался в 424 или 425 году.

Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей преподобных Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне.

Почитание преподобного Исаакия в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти святого. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.


Тропарь на День Святой Троицы. Глас 8.
Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,// и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак на День Святой Троицы. Глас 8.
Егда снизшел языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки разделяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание на День Святой Троицы:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/ Его же от Отца послал еси// Божественным учеником Твоим.
Тропарь преподобному Исаакию, игумену обители Далматской. Глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Исаакие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобному Исаакию, игумену обители Далматской. Глас 8.
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне.// Тем же присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Величание преподобному Исаакию, игумену обители Далматской:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Исаакие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.