Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 12 сентября
30 августа ст. ст.

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Обретение мощей
благоверного князя Даниила Московского

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия

Святые дня
Святители Александр (340), Иоанн Постник (595) и Павел Новый (784), Патриархи Константинопольские. Преподобный Александр Свирский, игумен (1533). Преподобный Христофор Римлянин (VI); преподобный Фантин чудотворец, в Солуни (IX–X). Святители Сербские: Савва I (1237), Арсений I (1266), Савва II (1271), Евстафий I (ок. 1285), Иаков (1292), Никодим (1325), Даниил II, архиепископы, Иоанникий II (1354), Ефрем II (после 1395), Спиридон (1388), Макарий (1574), Гавриил I (Райич) (1659), Патриархи, и Григорий, епископ. Святитель Варлаам Молдавский, митрополит (1657) (Румын.). Священномученик Петр Решетников, пресвитер (1918); преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах (1918); священномученик Павел Малиновский, пресвитер, преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня и мученик Феодор Иванов (1937); преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит (1938); исповедник Петр Чельцов, пресвитер (1972).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

Родился в 1261-м году и был четвертым сыном святого Великого князя Александра Невского. В жизни святой благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.

Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие – державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к Москве. В 1302-м году Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако святой князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.

Богоугодно господствуя в Московских пределах, святой князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени – Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, святой благоверный князь на 42-м году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.

Князь Даниил Московский скончался 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.


ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, В СХИМЕ АЛЕКСИЯ

Святой благоверный Великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святая Александра – Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227-м году князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и его воинство на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных.

Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241-м году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242-м году зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя святого Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242-м году Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь.

Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить святой Александр Невский. Пообещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи.

В 1252-м году многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Святой Александр стал единовластным Великим князем всей Руси. В 1253-м году он отразил новый набег на Псков, в 1254-м году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256-м году ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256-м году умер хан Батый. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261-м году стараниями Александра и Митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262-м году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переяславле-Залесском) было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой.

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356-м году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380-м году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при Митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена.

30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, на берега Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727-м году празднество было отменено по причине нецерковного характера, вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730-м году празднество снова было восстановлено).

Архимандрит Гавриил (Бужинский) (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы – залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Тропарь благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей. Глас 4.
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей. Глас 8.
Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Тем же Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.
Величание благоверному князю Даниилу Московскому:
Ублажаем тя,/ благоверный княже Данииле,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.
Тропарь благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию. Глас 4.
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением,// православным христианом на сопротивныя споборствуя.
Кондак благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию. Глас 8.
Яко звезду тя пресветлу почитаем,/ от востока возсиявшую, и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши,/ и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне./ Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии,/ моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих,/ и верно вопиющия ти:// радуйся, граду нашему утверждение.
Величание благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию:
Величаем тя,/ благоверный княже Александре,/ и чтим святое успение твое,/ и ныне молиши за нас// Христа, Бога нашего.