Сретенский Месяцеслов

Суббота, 12 октября
29 сентября ст. ст.

Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Поста нет.

Священномученика Иоанна (Поммера),
архиепископа Рижского и Латвийского

Святые дня
Преподобный Кириак, отшельник Палестинский (556). Мученики Дада, Гаведдай и мученица Каздоя (IV); преподобный Феофан Милостивый.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА (ПОММЕРА), АРХИЕПИСКОПА РИЖСКОГО И ЛАТВИЙСКОГО

Святой священномученик Иоанн Рижский – яркий пример непоколебимой твердости в Православии, явленной в страшные годы гонений на Святую Церковь. Причиной его мученической кончины явились сила его проповеди и непримиримые обличения безбожия, коммунизма и пороков.

Иоанн Поммер родился в 1876-м году в семье простого благочестивого крестьянина-латыша, его прадед был одним из первых латышей, принявших Православие, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Святая вера, выстраданная прадедами святого Иоанна, призвала и его самого к мученическому подвигу.

Обучаясь в Рижской духовной семинарии и Киевской духовной академии, Иоанн много читал и благоговейно молился. Он пользовался уважением товарищей за блестящие способности, готовность помочь и богатырскую силу. С юных лет в его душе зрело стремление к монашеству, на которое его благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 27 лет Иоанн Поммер принял монашеский постриг, в 1904-м году – священный сан.

Архимандрит Иоанн самоотверженно трудился в должности ректора Литовской духовной семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Его истовые богослужения и прекрасные проповеди утверждали в душах людей веру, надежду и любовь. Святой был необыкновенно прост, внимателен и сострадателен, отличался особенной благотворительностью русской и белорусской бедноте. В 1912-м году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и направлен на Одесскую кафедру, в 1913-м году – в Таганрог. Оказывая существенную помощь беженцам из Галиции, он привлек многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.

В годину тяжких испытаний для Церкви и Отечества гонители пытались всячески очернить владыку, но это лишь приумножило любовь пасомых, и когда он был брошен в тюрьму, масса народа явилась с крестным ходом к темнице и добилась его освобождения.

В эти годы епископ Иоанн стал ближайшим сподвижником святого Патриарха-исповедника Тихона в борьбе с врагами Церкви. В 1917-м году он был направлен в Тверскую епархию, где быстро наладил пошатнувшуюся церковную жизнь. Сильны и точны слова владыки, разоблачающие обновленцев: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет ‟прикладываться”. Очень уж непохож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Кощунственное преподнесение Маркса с церковной кафедры лишь ярче подчеркивает непримиримую противоположность между Христом и Марксом. Здесь – воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там – сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».

Следующее назначение священномученика Иоанна – в Пензу, где бывший архиепископ Владимир (Путята) при поддержке большевиков создал обновленческую «народную церковь», храмы были захвачены раскольниками, духовенство рассеяно. Претерпев издевательства и преследования властей, пережив ранения и покушения на свою жизнь, священномученик Иоанн отстоял православные храмы и утвердил поколебавшихся в вере. В августе 1918 года владыка был в очередной раз арестован, приговорен к смертной казни, но затем отпущен. В следующем году вновь подвергся аресту и более года провел в заключении в Пензе, затем в Москве. В марте 1920 года владыку оправдали.

По неотступным просьбам латвийской паствы святой Патриарх направил священномученика Иоанна на Рижскую кафедру. Непризнанная государством Латвийская Церковь находилась в то время в самом бедственном и опасном состоянии. В 1921-м году он вступил в управление епархией, и Церковь Латвии получила широкую автономию, оставаясь в составе Церкви Российской. Владыка имел огромный авторитет среди православных, и латышей, и русских.

В 1926–1931 годах священномученик Иоанн состоял депутатом Латвийского Сейма, в котором горячо защищал интересы Православной Церкви и боролся с представителями левых партий. В 1926-м году он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, которым Церкви давалось право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение, гарантировались ее имущественные права. Теперь было разрешено создание религиозных школ и обществ, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Уже в 1926-м году была вновь открыта Рижская духовная семинария.

Владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии, добившись введения законов, способствующих открытию и поддержке русских учебных заведений, народных библиотек, улучшению дошкольного образования. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести владыке за свидетельство об Истине. Он считал важнейшим для самостоятельной Латвийской Православной Церкви сохранять духовное и каноническое единство с Русской Матерью-Церковью.

«Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, – говорил святой, – приходите, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29–32).

Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера – место своей мученической кончины (ныне в черте г. Риги). Здесь священномученик Иоанн, пребывавший в молитвенном уединении и не желавший никого подвергать опасности, был убит в ночь на 12 октября1934 года. Известно, что мученика привязали к снятой с петель двери и подвергли на столярном верстаке страшным пыткам. Ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и еще живого предали огню.

Наиболее вероятно, что к зверскому убийству святителя были причастны советские спецслужбы, видевшие опасность в связях главы Латвийской Церкви с верующими в СССР. Он был твердым антикоммунистом, критиком просоветских сил в своей стране и ярким проповедником ненавистного безбожникам Святого Православия. На похороны собрались тысячи людей, уже тогда последовало благодатное явление святителя и другие чудеса по его молитвам. В 2001-м году решением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученик Иоанн Рижский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

Тропарь священномученику Иоанну (Поммеру), архиепископу Рижскому. Глас 4.
И нpавом пpичастник,/ и пpестолом наместник апостолом быв,/ деяние обpел еси, Богодухновенне,/ в видения восход,/ сего pади слово истины испpавляя,/ и веpы pади постpадал еси даже до кpове,/ священномучениче Иоанне,/ моли Хpиста Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученику Иоанну (Поммеру), архиепископу Рижскому. Глас 4.
Во святителех благочестно пожив,/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы,/ и поборник быв твоему стаду, Богомудре./ Тем же тя почитающе тайно вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими молитвами,// отче наш Иоанне.
Величание священномученику Иоанну (Поммеру), архиепископу Рижскому:
Величаем тя,/ священномучениче Иоанне,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.