Сретенский Месяцеслов

Суббота, 13 апреля
31 марта ст. ст.

Седмица 5-я Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Глас 4.
Пост

Похвала Пресвятой Богородицы
(Суббота Акафиста)

Священномученик Ипатий,
епископ Гангрский

Святые дня
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1461); святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (1879). Преподобный Ипатий целебник, Печерский, в Дальних пещерах (XIV); преподобный Аполлоний Египетский (IV); священномученик Авда, епископ Персидский, и Вениамин, диакон (418–424); преподобный Ипатий Руфианский, игумен (ок. 446). Священномученик Иоанн Блюмович, пресвитер (1938). Икона Божией Матери: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леушинская).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Евр. IX: 24–28 (зач. 322)Мк. VIII:27–31 (зач. 35). Богородицы: Евр. IX:1–7 (зач. 320)Лк. X: 38–42, XI: 27–28 (зач. 54).
Литургия св. Иоанна Златоуста. На утрене поется акафист Пресвятой Богородице.

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (СУББОТА АКАФИСТА)

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой.

В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали.

Во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе, в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в Типиконы (Уставы) монастырей Святого Саввы Студийского и далее ‒ в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. 


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИПАТИЯ, ЕПИСКОПА ГАНГРСКОГО

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325-м году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.

Когда в 326-м году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался.

Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.

После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.

С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330-м году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми ‒ апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени.

Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542‒1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.


Тропарь Субботы Акафиста. Глас 8.
Повеленное тайно прием в разуме,/ в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней:/ приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя,/ Его же и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак,/ ужасаюся звати Тебе:// радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак Субботы Акафиста. Глас 8.
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи,/ да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Тропарь священномученику Ипатию, епископу Гангрскому. Глас 4.
Изволением Божественнаго разума/ вперив ум свой в Небесныя обители/ и равно ангелом житие пожив на земли,/ сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/ священномучениче Ипатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученику Ипатию, епископу Гангрскому. Глас 2.
Римскому отечеству светильник,/ Богозарными лучами концы светя,/ ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие,/ прося свыше мира и грехов оставления,// молитвами защити ны, Ипатие многострадальне.
Величание священномученику Ипатию, епископу Гангрскому:
Величаем тя,/ священномучениче Ипатие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.