Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 13 Мая
30 апреля ст. ст.

Седмица 3-я по Пасхе. Глас 2.
Поста нет.

Святитель Игнатий (Брянчанинов),
епископ Кавказский

Святые дня
Апостол Иаков Зеведеев (44); Обретение мощей святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1558). Святитель Донат, епископ Еврийский (ок. 387); Обретение мощей священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322); мученик Максим.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. – Ин. XXI: 15–25¹, (зач. 67). Лит. – Деян. VI: 8 – VII: 5, 47–60 (зач. 17)Ин. IV: 46–54 (зач. 13). Ап.: Деян. XII: 1–11 (зач. 29)Лк. V: 1–11(зач. 17)

¹ В день совершения полиелейной службы свт. Игнатия на утрене читается Ин. X: 1–9, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр. VII: 26 – VIII: 2Ин. X: 9–16.


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА),
ЕПИСКОПА КАВКАЗСКОГО

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 года в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам.

Детство мальчик провел в уединении сельской жизни. С ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние – не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина. Здесь, на литературных вечерах, он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827-м году уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

В январе 1832 года иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833-м году возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург. По Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 года он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861-м году поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (1867) он отдал работе над духовными сочинениями.


Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому. Глас 8.
Православия поборниче,/ покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный,/ архиереев богодухновенное украшение,/ монашествующих славо и похвало:/ писании твоими вся ны уцеломудрил еси./ Цевнице духовная, Игнатие богомудре,/ моли Слова Христа Бога,/ Его же носил еси в сердце твоем,// даровати нам прежде конца покаяние.
Кондак святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому. Глас 8.
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие,/ обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго,/ сему поучая ученики словесы многими,// им же последовати и нам, святче, помолися.
Величание святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому:
Величаем тя,/ святителю отче Игнатие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.