Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5.
Поста нет.
Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Мученика Ермия
Состояние славы воскресшего Христа окончилось на земле вознесением Его на небо. Христу, архиерею грядущих благ (Евр. 9: 11), принесшему Себя единого в жертву за грехи (Евр. 7: 27; 9: 26), надлежало войти не в рукотворенная святая, но в самое небо, да явится лицу Божию о нас (Евр. 9: 24). О Своем вознесении Господь предсказывал и в Ветхом Завете чрез Своих пророков (Пс. 46: 6), и во время Своей земной жизни предрек: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17). По воскресении Своем Спаситель в продолжение четыредесяти дней являлся Своим ученикам и апостолам, уверял их в истине Своего воскресения и приготовлял к Своему отшествию на небо (1 Кор. 15: 5–8). Апостол Петр говорит: «Мы с Ним ядохом и пиxoм, по воскресении Его от мертвых» (Деян. 10: 41). Пред ними же Он постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих денми четыредесятми являяся им, и глаголя яже о Царствии Божии (Деян. 1: 3). Говорил им о Своей Божественной власти на небеси и на земли, о Божественном избрании их проповедать Евангелие всем народам, крестить их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и учить блюсти вся, елика Господь заповеда, обещался быть со Своею Церковию во вся дни до скончания века (Мф. 28: 18–20).
В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись Своим ученикам и апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, покрытую маслинами, отстоящую от Иерусалима на субботний путь (Деян. 1: 12), Господь обещал им чудодейственную силу: «Вы приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели, даже до последних земли» (Деян. 1: 8). По глаголании же к ученикам и апостолам, Господь воздвиг руци Свои и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Иму (Лк. 24: 50–52) и смотрели на небо во время восхождения Его, и облак подъят Его от очию их. И се мужа два стаста пред ними в одежди беле и сказали: «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1: 9–11). Апостолы возвратились в Иерусалим с радостью великою и до сошествия на них Святого Духа пребывали всегда во храме, хваля и благословляя Бога. Так, совершив искупление мира, Сын Божий в 40 день после славного Своего воскресения паки восшел на небо к Богу Отцу Своим человечеством и седе одесную Бога (Мк. 16: 19).
Спаситель восшел на небо не как Енох или Илия: сии взяты, а Он вознесся Сам Своим всемогуществом.
Древность и важность праздника
В воспоминание славного Вознесения Господня издревле установлен Церковью праздник, ежегодно совершаемый в четверток шестой по Пасхе недели. Этот праздник есть апостольский; о нем упоминается в постановлениях апостольских и говорится: «По прошествии 40 дней от перваго воскреснаго дня празднуйте Вознесение Господне». Об апостольском происхождении праздника Вознесения Господня свидетельствует также блаженный Августин в письме своем к Яннуарию, где говорит он: «Что храним мы не по писанию, а преданию, и что сохраняется во всем мире, то предано или от самих апостолов, или от Соборов. По спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, например, касательно ежегодного празднования страданий, воскресения и вознесения Господа на небо и сошествии Святого Духа». В IV веке праздник Вознесения прославляется в поучениях пастырей и писателей христианской Церкви разных мест, как то: в поучениях святителей Афанасия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина и многих других. В IV веке в память и славу вознесения Господня на месте события святая равноапостольная Елена соорудила храм. В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин, в IX веке – святитель Иосиф Студит составили канон на день Вознесения, ныне поемый в день праздника.
Праздник Вознесения Господня с плотью на небо есть великий и дванадесятый. Он служит радостным и утешительным свидетельством совершившагося искупления, примирения Бога с миром и всегдашнего благословения Его на Церковь; ибо Господь благословил ее и, не окончив, а продолжая благословение, вознесся на небо (Лк. 24: 50–51). Небеса, умилостивленные, отверзлись и восприяли человечество. Апостолы, сопровождавшие возносившегося Господа поклонением, с радостию великою возвратились в Иерусалим и бяху выну в церкви хваляще и благословяще Бога. Апостол Павел о вознесении Господа говорит: «Сшедый, той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Еф. 4: 10). Согласно с этим выражением апостола, Вознесение Господне называется в постановлениях апостольских и у писателей Церкви исполнением домостроительства мира. Святитель Иоанн Златоуст в праздник Вознесения Господня говорил: «Ныне люди уподобились Ангелам, человеки соединились с Бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз. Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий. Мы, кои, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самым естеством своим. И природа, от которой Херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на Херувимах». Блаженный Августин в праздник Вознесения Господня беседовал: «Сегодня воссиял для нас святый и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Возрадуемся и возвеселимся. Христос снисшел во гроб, отверзлась преисподняя; Христос восшел на небо, прославилась горняя. Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересаждена в недра бессмертия. Итак, Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде висел на Кресте, а ныне восседит одесную Отца. Когда был на Кресте, дал за нас цену искупления; когда вознесся, привлек к Себе то, что искупил».
Богослужение праздника
Праздник Вознесения Господня с предпразднством и попразднством продолжается 9 дней. В сии дни прославляя в вознесении Господа, согласно с писанием и со словами древних святых отец, исполнение смотрения Божия о мире и благодатное соединение земного с небесным, Церковь созерцает предначертание вознесения Господа во взятии Еноха и Илии на небо и в пророчестве Давида, говорящего: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс. 46: 6).
В первой паримии таинственно изображается Церковь под образом горы дома Божия, к которой спешат отовсюду потомки Адамовы (Ис. 2: 2–3). Во второй представляется торжественное возвращение Сына Божия к Отцу с Крестными заслугами. Кто Сей пришедый от Едома, обращение риз Его от Восора; Сей красен в одежде Своей (Ис. 62: 10–63: 3, 7–9). В третьей Церковь произносит о спасительных плодах вознесения Господа. Се день Господень грядет, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонской, прямо Иерусалима от восток солнца (Зах.14: 4, 8–11).
Чтением Апостола (Деян. 1: 1–12) и Евангелия (Лк. 24: 36–53) Церковь благовествует о явлении воскресшего Господа и о вознесении Его на небо.
После праздника Вознесения Господня Православная Церковь выражает в своих песнопениях ожидание сошествия Святого Духа. Ибо Сам Господь пред вознесением на небо заповедал апостолам ожидать скорого пришествия Святого Духа. По гласу Церкви Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру.
Поучительность праздника
Вознесение Господне есть свидетельство нераздельного и неслиянного соединения Божества и человечества в лице Иисуса Христа. «Скажи, лжеучитель, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – о каком естестве сказал Господь: "Седи одесную Мене?" – не о человеческой ли плоти, восприятой Им от святой Девы? Итак, да устыдятся заблуждающие, что во Христе одно только естество. Божественная же Его природа есть совечна престолу славы Eгo». «Настоящее празднество, – говорил блаженный Августин в день Вознесения, – явило нам в Иисусе Христе таинства человека и Бога. В одном и том же лице познай и Божественное могущество Возносящего, и возносимое человечество. Итак, сколько возможно должно убегать яда этого нового заблуждения, которое дерзнуло мыслить, что Сын Божий и сын человеческий есть одного естества. Или отвергнешь славу Творца, если назовешь Его только человеком, или отвергнешь милосердие Искупителя, если назовешь Его только Богом. Кто по гибельному заблуждению будет верить, что в Спасителе нашем одно естество, тот должен будет сказать, что Христос распят или только как человек, или только как Бог. Но это не так. Ни Божество не могло чувствовать смерти, ни человечество перенести ея. Итак, должны мы признать во Христе двоякое естество». Так и Церковь в своем песнопении в праздник Вознесения призывает нас славить «Жизнодавца, вознесшагося во двою существу». В другом слове Августин говорит: «Досязает от конца до конца (Прем. 8: 1). Если досязает всюду, то откуда идет? Пространством не распространяется, временем не изменяется, не имеет ни входа, ни исхода; но, пребывая Сам в Себе, объемлет весь мир. Но Господь смирил Себе, зрак раба приим (Флп. 2: 8). В сем зраке сошел Он, в сем зраке и возвратился на небо Тот, Кто никогда не отступал от неба. Кто есть Сей Царь славы, для коего князи должны взять врата: возмите врата, князи, ваша и возмитеся врата вечная (Пс. 23). Возмитеся: Он велик; возмитеся, вы тесны, не вместите Его. Возмитеся, да внидет Царь славы! Он не познается. Не только Он Бог, но и человек; не только человек, но и Бог. Страждет: точно ли Он Бог? воскресает: точно ли Он человек? В одном и том же псалме дважды говорится: "Возмите, врата, верхи ваша, и возмитеся, врата вечная, и внидет Царь славы". Приметьте конец повторения сих слов. Ему, один раз возносящемуся, отверзаются двоякие врата – ада и неба. Вот случай новый: Бог является во аде! Вот случай новый: человек воспринимается небом! И при том и другом случае, в том и другом месте ужасаются князи: "Кто есть Сей Царь славы?" Одним на вопрос их говорит: "Господь крепок и силен, Господь силен в брани, – в той, в которой подвергается смерти за смертных, страдает один за всех, всемогущий не противится, но умирающий побеждает. Велик Сей Царь славы, велик и для сил адских". Но тоже повторяется и властям небесным: "Возмите врата, князи, ваша". Но как Возносящийся возносит с собою человека, то говорится об нем как неузнанном: "Кто есть Сей Царь славы?" А поелику здесь является Он как победитель, не сражается, а торжествует, то и ответствуется – не Господь силен в брани, но Господь сил, Той есть Царь славы».
Событие и праздник Вознесения Господня, к назиданию и утешению верующих, словами святого апостола Павла внушают, что со времени Вознесения Господня наше житие на небесех есть, и Спасителя ждет, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3: 20). Вышних должны мы искать, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 4: 1). К Вознесшемуся на небо должны мы постоянно возносить свои мысли, сердца и взоры, в надежде и самим потом достигнуть неба – сего вечного жилища, уготованного для истинных христиан. К благодетелям обыкновенно обращают надежды: христианам ли, бесценною кровью Христа Спасителя искупленным и примиренным с Богом для вечного блаженства, не устремлять постоянно сердец, мыслей и взоров своих на небо к вознесшемуся Спасителю! На небо, как на свою родину, невольно устремляется бессмертный дух человека. Особенно небо умудряет мудрых при взоре на неразрешимую на земле борьбу добра и зла, – добра, часто страдающего, а зла торжествующего. Еще более небо умудряет и умиряет страждущих, коих утешительно призывает к Себе Господь: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28). Еще сильнее небо укрепляет, ободряет и умудряет истинно благочестивых, для коих земля, по слову Божию, есть страна кратковременного пришельствия, указующего на нескончаемое блаженное пристанище. Так небо есть залог наших надежд, утешения и блаженства!
CВЯТОЙ МУЧЕНИК ЕРМИЙ И ОБРАЩЕННЫЙ ИМ ВОЛХВ
Cвятой славный мученик Ермий был воином преклонного возраста. Он прослужил много лет в римской армии в Команах Понтийских (на севере Малой Азии). Заканчивая службу в правление Антонина Пия (ок. 250), он отказался от жалованья и исповедал веру в Господа Христа. Тотчас его схватили и привели к правителю Севастиану, который потребовал от него принести жертву идолам, тем самым доказав свою верность императору. Ермий с возмущением отказался, за что был подвергнут пыткам.
Палачи сломали ему челюсти, сняли кожу с лица, после чего бросили в раскаленную печь, откуда он, к удивлению всех видевших это, вышел невредимым. Тогда Севастиан решил прибегнуть к помощи волхва[1], который приготовил отравленное питье для святого. Но когда волхв увидел, что напиток не причинил Ермию никакого вреда, он уверовал в Божественное могущество Христа и тут же был обезглавлен.
Ермий был подвергнут новым жестоким мучениям: его погружали в кипящее масло, выкололи глаза, затем подвесили на три дня вниз головой. Воин Христов победоносно выдержал все испытания. Он был обезглавлен и удостоился победного мученического венца на Небесах.