Сретенский Месяцеслов

Среда, 14 Августа
01 августа ст. ст.

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Пост

Изнесение Честных Древ
Животворящего Креста Господня

Семь мучеников Маккавеев,
матерь их Соломония и учитель их Елеазар

Святые дня
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Обретение мощей преподобной Софии Суздальской (1995); мученики в Пергии Памфилийской: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей (III). Священномученик Димитрий Павский, пресвитер (1937).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Креста: 1 Кор., 125 зач., I: 18–24. Ин., 60 зач., XIX: 6–11, 13–20, 25–28, 30–35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI: 33 – XII: 2. Мф., 38 зач., X: 32–36; XI: 1. На водоосвящении: Евр., 306 зач., II: 11–18. Ин., 14 зач., V: 1–4.

На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. Совершается малое освящение воды.

ИЗНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (МЕДОВЫЙ СПАС)

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627-м году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь Великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т.н. Первый Медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.


ЖИТИЕ СЕМИ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ: АВИМА, АНТОНИНА, ГУРИЯ, ЕЛЕАЗАРА, ЕВСЕВОНА, АЛИМА И МАРКЕЛЛА, МАТЕРИ ИХ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ ЕЛЕАЗАРА

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166-м году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим – с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.


Тропарь Креста Господня. Глас 1.
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Креста Господня. Глас 4.
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.
Величание Кресту Господню:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ им же нас спасл еси от работы вражия.
Тропарь преподобному Стефану Савваиту. Глас 1.
Болезньми святых, ими же о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.
Кондак преподобному Стефану Савваиту. Глас 2.
Премудрости Божия столпи седмочисленнии,/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с ними же всех Богу молитеся,// спастися почитающим вас.
Величание преподобному Стефану Савваиту:
Величаем вас,/ страстотерпцы святии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.