Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 15 мая
02 мая ст. ст.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3.
Поста нет.

Неделя 4-я по Пасхе,
о расслабленном

Святителя
Афанасия Великого

Святые дня
Прав. Тавифы (I). Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида. Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Блгв. и равноап. царя Бориса, во св. Крещении Михаила (ок. 908), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.). Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230). Свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского и Харьковского чудотворца (1654). Обретение мощей прп. Афанасия Сяндемского. Путивльской иконы Божией Матери (1238).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

В четвертую неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет (Ин. 5: 14), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди, во время иудейской пятидесятницы. В Иерусалиме была купель, которая или от омовения в ней жертв, или по имени овчих ворот (Неем. 3: 1; 12: 39), близ коих она находилась, называлась овчею; или по-еврейски Вифезда, т. е. дом милосердия. В ней было множество болящих, чающих движения воды. Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель и возмущаше воду: и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержит бываше. В притворах купальни лежал и расслабленный, страдавший в болезни 38 лет. Пришед в дом милосердия, Господь умилосердился к страдальцу и спросил: «Хощеши ли цел быти?» «Ей, Господи! – отвечал недужный. – Но человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель». Тогда Небесный Врач говорит больному: «Востани, возми одр твой, и ходи». И абие здрав бысть человек: и взем одр свой, и хождаше.

Чудо над расслабленным случилось во время праздника иудейского (Ин. 5: 1), который одни почитают пятидесятницею, а другие – пасхою. Таким образом, исцеление расслабленного относится к годовому празднику иудейскому, и потому прилично воспоминается в настоящие дни, также праздничные.

Обращаясь к внутренней стороне благовестия об исцелении расслабленного, не можем не видеть благовестия о силе и славе Воскресшего, какое особенно прилично настоящему времени. После того, как озарил вселенную свет Воскресения Господня, о чем приличнее проповедать Церкви ныне, как не о том, что воскресший Богочеловек для всех есть Божия сила и Божия премудрость, – сила оживляющая и воскрешающая души, премудрость просвещающая духовно? Ныне преимущественно должно слышать нам проповедь о Христе распятом, Который Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, самим же званным, Иудеем же и Еллином Христос – Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1: 23–24). Итак, Церковь представляет во дни Пятидесятницы евангельские события, в которых весьма ясно видны и Божия сила, и Божия премудрость.

Установление Недели о расслабленном по Пасхе относится к древним временам христианства. В IV веке об исцелении расслабленного беседовали при богослужении святитель Кирилл Иерусалимский и святитель Иоанн Златоуст.

Воспоминая чудесное исцеление недужного, Церковь прославляет Божественное всемогущество Воскресшего из мертвых в третий день. «Расслабленного, поет она, не купель исцели, но слово Господне обнови, которое явися расслабленным членам якоже связание живоносное».

Купно с Господом, исцелившим расслабленного, Церковь в 4 неделю по Пасхе прославляет и Архангела Михаила, ибо Евангелие о расслабленном благовествует, что Ангел Господень возмущал воду в купальне Силоамской. А Михаил есть архистратиг Небесных Сил, служащих верующим.

Эту Божию силу и Божию премудрость возвещает Церковь чтением литургийного Апостола в четвертую неделю по Пасхе. Ибо в этом Апостоле Церковь произносит о чудесном исцелении расслабленного Енея, восемь лет лежавшего в расслаблении, именем Иисуса Христа и о воскресении Тавифы. Сила Божия, открывшаяся в исцелении и воскрешении, обнаружилась духовным оживлением многих обратившихся к Господу (Деян. 9: 32–43). Чтение Евангелия благовествует о событии, составляющем воспоминание в четвертую неделю по Пасхе (Ин. 5: 1–15).

Евангелие об исцелении расслабленного утешительно свидетельствует, что страждущие, лишенные всякой на земле надежды на силы и помощь ближних, не должны терять упования на Бога, Коего всемогущая благодать и помощь часто является тем очевиднее и величественнее, чем беспомощнее среди людей состояние страждущего. Расслабленный произносит: «Ей, Господи, человека не имам», и слышит от Господа: «Востани и ходи». Так беспомощность со стороны людей обильно вознаграждается помощью свыше! Если иногда не является помощь для тела, то подается дивная помощь для души страждущего, который часто при тяжких своих скорбях бывает благопокорнее, добрее и мужественнее счастливых мира. Но так велика немощь наша, что при благодеяниях Божиих, открытых для всех, многие из нас без особенной помощи Божией не могут и воспользоваться ими. Вифезда отверста была для всех больных, в ней находившихся, но расслабленный, бывший при этом источнике милосердия Божия, имел еще нужду в особенной помощи Божией, чтобы усвоить блага уже дарованного милосердия Божия.

Господь исцелил расслабленного в субботу и тем явил нам, что дни праздничные преимущественно святятся добрыми делами. По исцелении расслабленного Небесный Врач сказал ему: «Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет». Итак, болезни, по непреложному свидетельству слова Божия, происходят от недугов душевных – от грехов! От наших грехов приключаются многие болезни; все же неисчислимые болезни произошли от первого греха. Врач душ и телес для предохранения от болезней внушал исцеленным не грешить и тем внушает всем заботящимся о сбережении здоровья своего и других особенно заботиться об удалении себя и других от грехов..


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания.

С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая) при следующих обстоятельствах.

Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал Крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что Крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным Уставом, признал Крещение действительным и дополнил его Миропомазанием.

С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325-м году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане ‒ явные и скрытые ‒ возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

После смерти святого Патриарха Александра святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь.

На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, святитель продолжал твердо отстаивать чистоту Православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361‒363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью 7 лет и скончался в 373-м году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном ‒ против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 января, совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского.


Кондак Недели о расслабленном. Глас 3.
Душу мою, Господи, во гресех всяческих/ и безместными деяньми люте разслаблену,/ воздвигни Божественным Твоим предстательством,/ якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле,/ да зову Ти спасаем:// Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
Кондак Пасхи. Глас 8.
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу/ и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся!/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому. Глас 3.
Столп был еси Православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли,// даровати нам велию милость.
Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому. Глас 2.
Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// тем же тя поем, Афанасие.
Величание святителю Афанасию Великому, Александрийскому:
Величаем тя,/ святителю отче Афанасие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.