Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 15 сентября
02 сентября ст. ст.

Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

Святые дня
Мученик Мамант (275), отец его Феодот и матерь мученица Руфина (III); святитель Иоанн Постник, Патриарх Цареградский (595); перенесение мощей благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября), священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, и с ним Иоанн Иванов, пресвитер, преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, и мученики Анатолий Барашков, Николай Бурлаков, Михаил Трубников и Филипп Марышев (1918). Обретение мощей преподобного Феодосия Тотемского, игумена (1796). Мученики 3628 в Никомидии (III–IV); собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 13 сентября). Священномученики Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский, и с ним Евфимий Горячев, Иоанн Мельниченко, Иоанн Смоличев, Владимир Моринский, Виктор Басов, Феодот Шатохин, Петр Новосельский, Стефан Ярошевич, пресвитеры (1937); священномученики Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский, Стефан Ермолин, пресвитер и мученик Павел Елькин (1937). Икона Божией Матери: Калужская (1771).

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051-м году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым – преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10: 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по Уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.

Преподобный Феодосий часто обходил келлии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келлий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы.

Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к Великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской Церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобные Нестор Летописец и Симон.

Тропарь преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским. Глас 4.
Звезды мысленныя, /просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе:/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние с Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.
Кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским. Глас 8.
Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари онебесившия Российскую Церковь/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная к вам приносящих,// и любовию песньми вас ублажающих.
Величание преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским:
Ублажаем вас,/ преподобные отцы Антоние и Феодосие,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов и// собеседницы ангелов.