Неделя 33-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Поста нет.
Мученика
Гордия Каппадокийского
Святого пророка
Малахии
Святой мученик Гордий родился в христианской семье и воспитан был в вере и благочестии. Придя в возраст, он сделался воином римской армии и командовал сотней солдат.
В то время (IV век) император Ликиний воздвиг на христиан гонение. Он повсюду разослал повеления, запрещающие поклоняться Христу. И все люди были обязаны приносить жертвы каменным и деревянным статуям, под страхом мучений и казни. Повсюду началось смятение: христиан убивали, их имения грабили, не щадили ни стариков, ни детей, тюрьмы были переполнены верными. Многие бежали в пустыню или были туда изгнаны нечестивыми.
Видя таковые бедствия, святой Гордий отрекся от воинского звания, все оставил ‒ родных и имущество ‒ и ушел в непроходимую пустыню, желая лучше жить со зверями, чем с идолопоклонниками. Еще в миру, живя благочестиво, он сделался избранным сосудом Божией благодати, в пустыне же Гордий сподобился и откровения небесных тайн. Душа его совершенно отрешилась от земных желаний и исполнилась одним желанием ‒ пострадать за Христа.
Поэтому святой Гордий оставил пустынное уединение и пришел в город, где как раз совершался нечестивый праздник языческого бога войны Марса. Гордий вышел на середину цирка, где собрались на празднование все жители, и смело обличил их в безумии.
Когда градоначальник услышал, что Гордий христианин, а языческих богов презирает, он разгневался и тотчас велел принести орудия пыток. Увидев их, Гордий очень обрадовался и воскликнул: «Поистине, я причинил бы себе большой вред, если бы не захотел умереть за Христа». Градоначальник стал его уговаривать принести жертву идолам, прельщая подарками и высоким воинским чином, но Гордий ему на это ответил: «Разве можешь ты что-нибудь дать мне такое, что было бы лучше Царства Небесного?»
Тогда по приказу градоначальника Гордию отрубили голову, и ангелы, приняв его душу, вознесли ее в Небесное Царствие Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава вовеки. Аминь.
Святой пророк Малахия происходил из колена Завулонова. Он жил и пророчествовал во времена Неемии, по возвращении иудеев из плена Вавилонского, когда храм Иерусалимский был снова построен, и в нем совершалось богослужение и приносились священниками жертвы.
Благочестивою своею жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен ангелу Божьему, назвал его Малахией, что значит ‒ ангел Господень.
Призванный к пророческому служению, Малахия явился ревностным поборником веры, закона и благочестия. По возвращении иудеев из плена, в их среде было много неустройств, которые от нерадения и беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не огорчать пророка.
Он выступил с сильным и грозным обличением народа и священников. Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему худые жертвы, обличал священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (ср. Мал. 2: 1‒9).
Грозно обличая народ за его вероломство и нарушение Завета отцов своих, что, вопреки Закону, поступают с женами своими несправедливо, отвергая законных жен, и берут жен иноплеменных (Мал. 2, 10‒16), святой пророк Малахия угрожал им судом Божьим и за другие их пороки: за чародейства и прелюбодеяния, за ложные клятвы, за удерживание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (ср. Мал. 3: 5‒12). Наконец, пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать Его постановления и ходить пред лицом Его в печальной одежде, что нечестивые и делающие беззакония счастливее живут, лучше устраивают свои дела и остаются целы (ср. Мал. 3: 13‒15; 2: 17).
Обличая эти пороки, святой пророк Малахия вместе с тем провидел славу второго храма и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред Его пришествием, грядущий Суд Божий на нечестивых, прославление праведных и распространение славы Божией пред всеми народами (ср. Мал. 1: 5,11; 2: 1‒5; 3: 16‒18; гл. 4).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен со своими предками в родном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, почему у святых отцов он называется «печатью пророков».