Сретенский Месяцеслов

Суббота, 17 июля
04 июля ст. ст.

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Поста нет.

Святые Царственные страстотерпцы
Царь Николай Александрович и семья его

Святые дня
Святитель Андрей Критский, архиепископ (740); преподобная Марфа Антиохийская, матерь Симеона Дивногорца (551); преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV); страстотерпец праведный Евгений врач (1918). Благоверный князь Андрей Боголюбский (1174); обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца (1507); мученик Феодот и мученица Феодотия (108); священномученик Феодор, епископ Киринейский (310); священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий (1941) (Серб.). Священномученик Димитрий Казанский, пресвитер (1942). Икона Божией Матери: Галатская.

ЖИТИЕ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ЦАРЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА И ЕГО СЕМЬИ

Святой Царь-страстотерпец Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. Последний российский Император был старшим сыном Императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. Наследник рос милосердным и скромным человеком. Образование сына по воле августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Его учили быть великодушным, аккуратным, неукоснительно исполнять свои обязанности, не позволять себе ставить свои интересы выше интересов других людей. Он проводил много времени за книгами, удивляя своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями.

Александра, до принятия Православия Алиса, родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери выполняли домашнюю работу: убирали постели, комнаты, топили камин. Мать старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов; сами делали гостинцы для больных и сирот.

20 октября 1894 года умер Государь Александр III, и его старший сын занял его место. Через неделю после похорон состоялось его венчание с принцессой Гессенской Алисой, которая приняла Православие и новое имя – Александра Феодоровна. Для нее это не было формальностью: Православие она действительно считала истинной верой и осталась преданной ему до конца. 14 мая 1896 года в Москве состоялась коронация, омрачившаяся печальными событиями на Ходынском поле.

Господь благословил их брак рождением четырех дочерей – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии – и сына – Алексея. Неизлечимая наследственная болезнь – гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу.

Царская чета покровительствовала Православной Церкви как в России, так и во всем мире: за время правления Николая II были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ.

За время царствования Императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых, чем за весь XIX век.

Во время царствования Николая II Россия занимала ведущие позиции в мире по экономическим показателям, население ее возросло на 50 млн. человек. Государь заботился о народном просвещении; были проведены экономическая, социальная, земельная реформы. Редактор французской газеты «Экономика Европы» Эдмон Тэри в 1914-м году писал, что «если скорость развития европейских стран с 1912 по 1950 гг. останется такой, какой она была в 1912-м году, то к середине XX века Россия станет господствовать в Европе в политической, экономической и финансовой областях».

Но у Царя было много врагов как вне, так и внутри страны, которые стремились подточить устои православного государства. Большая часть интеллигенции, увлеченная западной идеологией, удалялась от Православия и занимала антимонархические позиции.

В 1905–1907 гг. разразилась первая русская революция. В 1914-м году началась Первая мировая война, в которой, как говорил Уинстон Черчилль, Император Николай II в чрезвычайно неблагоприятных условиях привел Россию к порогу победы. С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, близко принимал к сердцу нужды армии. Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Федоровна и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.

В феврале Император стоял у кормила власти, и армия держалась стойко, оказывая постоянный нажим на немецкие передовые линии; фронт ни в чем не испытывал недостатка; победа не вызывала сомнений. Но революционно настроенные «патриоты» желали поражения русской армии, организовывали мятежи. В феврале 1917 года произошла революция, в результате которой власть перешла к Временному правительству. «Народные представители» требовали, чтобы Государь отрекся от престола. Это произошло 15 марта, а 20 марта Император и его семья: Императрица Александра Феодоровна, Цесаревич Алексий, Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – были арестованы. Начался их крестный путь.

Следственная комиссия изводила Царскую семью обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, изобличающего их в государственной измене. После Октябрьской революции содержание Царственных узников ужесточилось.

Последним местом ссылки Царской семьи был Екатеринбург, дом Ипатьева, где ей пришлось перенести многочисленные жестокие издевательства. Но все тяготы и искушения эта поистине православная семья переносила с молитвой и неизменным упованием на Бога. Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили царские дети. Все, с кем Царской семье приходилось общаться, видели с ее стороны только незлобие, доброту и искренность, так что предубежденные против них люди резко изменяли свое отношение к ним.

В соответствии с секретным приказом, в подвале дома Ипатьева, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, Император Николай II и его семья, а также преданный им доктор Боткин, верные слуги Трупп, Харитонов и камеристка Демидова были расстреляны. Останки их были сожжены.

Царь Николай II и его семья прославлены в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Они молятся сегодня за нашу страну и за каждого православного, обращающегося к ним за помощью.

Потоки клеветы были пролиты на Царя и его семью. У него отняли победу в войне, которую он приготовил многолетним трудом, у него отняли царство, свободу и саму жизнь. Но никто не слышал от него слов ропота и осуждения. Он был неизменно ровен и прост даже со своими тюремщиками и мучителями. «Говорят о его слабости, а ведь он сильнейший из сильных: победил самого себя», – говорил о нем человек, который знал его лучше всех – его супруга, Царица Александра.

«Нет такой жертвы, которую я не принес бы ради России», – говорил Государь. И жертва была принесена. Он и вся его семья погибли среди ненависти горячо любимого ими народа, и тела их были преданы поруганию. И 70 лет о них не говорили в России, или говорили с осуждением и насмешкой. И вот случилось явное чудо. Гнев и ненависть в сердце русского человека заменились любовью и чувством вины. И на месте того зловещего Ипатьевского дома в Екатеринбурге построен прекраснейший величавый собор, а на месте захоронения их тел возник монастырь. И храмы в их память возводятся по всей стране, которую они так горячо любили и ради которой умерли… Поистине история – диалог человека и Бога. Наши ошибки и злодеяния Он обращает к нашей пользе и назиданию. Сумеем ли мы выучить данный нам урок? Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Тропарь святым Царственным страстотерпцам. Глас 4.
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную Царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Кондак святым Царственным страстотерпцам. Глас 8.
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода Царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, Царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Величание святым Царственным страстотерпцам:
Величаем вас,/ святии Царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.