Сретенский Месяцеслов

Пятница, 17 сентября
04 сентября ст. ст.

Седмица 13-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Пост

Пророк Моисей Боговидец

Святые дня
Священномученик Вавила, епископ Великой Антиохии, и с ним три отрока: мученики Урван, Прилидиан, Епполоний и матерь их Христодула (251); обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911); второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского; собор Воронежских святых; преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (1867). Мученица Ермиония, дщерь апостола Филиппа диакона (ок. 117); мученик Вавила Никомидийский и с ним 84 отрока (IV); мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион (305–311); священномученик Петр (Зимонич) Дабро-Боснийский, митрополит (1941) (Серб.). Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Петр Лебединский, Михаил Богородский, Илия Измайлов, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937); мученица Елена Чернова (1943). Икона Божией Матери: «Неопалимая Купина» (1680).

ЖИТИЕ ПРОРОКА МОИСЕЯ БОГОВИДЦА

Моисей – первый пророк Яхве, вождь и законодатель еврейских племен, автор пяти первых книг Библии. Описанные в Пятикнижии события историки относят приблизительно к 1300–1200 гг. до н.э.

Моисей, брат Аарона, родился в Египте, стране, в которой поселились потомки праотца Иакова. Напуганный ростом численности евреев в Египте, фараон приказал топить всех новорожденных младенцев мужского пола в Ниле. Когда Моисей родился, его мать взяла корзину, положила в нее младенца и, чтобы сохранить ему жизнь, спрятала корзину в тростнике у реки. Дочь фараона пришла на реку купаться, обнаружила младенца и сжалилась над ним. Она велела подобрать ему кормилицу (которой оказалась мать Моисея). И был Моисей у дочери фараона «вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2: 1–10).

Позднее Моисею пришлось бежать из Египта (он убил египетского надсмотрщика, избивавшего еврея).

Спустя годы, когда Моисей пас овец близ горы Хорив на Синае, он услышал голос из горящего куста, который горит и не сгорает. Голос сообщил Моисею о его миссии. Повинуясь велению Яхве, Моисей возвращается в Египет, предстает перед фараоном и требует отпустить на волю свой народ. Фараон отказывается это сделать. Тогда всемогущий Яхве через Моисея и его брата Аарона наслал на Египет наказание – «казни египетские». На глазах изумленного фараона жезл Аарона превратился в змею, которая поглотила жезлы египетских магов. Затем следуют десять «казней»: вода в Ниле становится кровавой, непригодной для питья. Полчища жаб обрушиваются на страну (жаба – символ зла, а также «возрождения зла»). Затем мошкара облепляет людей, их кусают оводы («песьи мухи»), начинается моровая язва, у скота и у людей появляются гнойные нарывы, на страну обрушивается град, затем саранча, всю землю покрывает тьма («тьма египетская») и, наконец, по всему Египту умирают первенцы (Исх. 7: 12). Тогда фараон вынужден был отпустить евреев из Египта, но спустя некоторое время отправил за ними погоню.

Подойдя к берегу Красного моря, Моисей простер руку, и воды расступились. «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14: 22). Когда же египтяне вступили на морское дно, по велению Моисея вода накрыла их.

Далее рассказывается, что по пути в Землю Обетованную народ начинает роптать от голода и лишений. Тогда Яхве через Моисея посылает избранному народу манну небесную (др.-евр., «что это?»), белую крупу, которая каждое утро падала с неба. Чтобы утолить жажду людей, Моисей ударил жезлом о скалу, и в этом месте появился родник.

Моисей получает от Яхве на горе Синай скрижали Закона (две каменные таблицы, на которых высечены десять заповедей). Но пока Моисей сорок дней и ночей находился на горе Синай, народ совершил отступничество, поклоняясь золотому тельцу, за что последовало тяжелое наказание. Сорок лет вел Моисей свой народ по пустыне, но ему самому не суждено было достичь Земли Обетованной. Моисей скончался, прожив 120 лет.

В позднейших толкованиях Моисей считается прообразом Христа. Его чудесное спасение на берегу Нила трактуется как прообраз спасения Святого семейства от избиения младенцев. Во время битвы израильтян с амаликитянами Моисей держал руки поднятыми вверх, и, пока они были воздеты, его народ одерживал верх, когда же от усталости Моисей опускал руки, то побеждали амаликитяне. Пока не завершился день, Аарон и Ор поддерживали руки Моисея. Экзегеты считают движение рук Моисея прообразом Святого Креста.

В аллегориях классического искусства фигура Моисея олицетворяет Закон. Моисея изображают седобородым старцем, в руках у него – каменные скрижали. От его головы исходят два луча света, напоминающие небольшие рога. На рубеже Средневековья и эпохи Возрождения художники стали изображать Моисея не с сиянием, а с небольшими рожками на голове. Их можно видеть и на знаменитой статуе работы Микеланжело в церкви Сан Пьетро ин Винколи («Святого Петра в веригах») в Риме. Эта традиция связана с неточным переводом фразы древнегреческого текста книги Исход: «Когда сходил Моисей с горы Синая… лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх. 34: 29). В латинском переводе Вульгаты вместо «сиять лучами» ошибочно употреблено слово cornutam (лат., рогатый). Однако подобная традиция изображения сохранилась, в дальнейшем рога на голове вождя израильтян трактовали в качестве символа мудрости и божественной силы.


Тропарь пророку Моисею. Глас 2.
Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророку Моисею. Глас 2.
Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися;/ днесь сияет Крест, им же нас спасл еси.// Тех молитвами Христе Боже помилуй нас.
Величание пророку Моисею:
Величаем тя,/ пророче Божий Моисее,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.